«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука». Эти мудрые слова известного баснописца как нельзя лучше описывают конфликт супругов Шафранских, у которых в хозяйстве 33 коровы, с сенненским сельхозпредприятием «Дружбинец». Поделить участок не могут люди, а страдают животные. Подробно об этом мы писали в нашей газете 24 апреля в материале «Коровы раздора». История многих не оставляет равнодушными.
В редакцию пришло письмо, адресованное Александру Шафранскому. Его автор, Михаил Николаевич Антоненко, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора трудовых и социальных отношений Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси» пишет:
«Вы правильно отказываетесь открывать К(Ф)Х, то есть коммерческую организацию, и становиться мелкими капиталистами. Сельские труженики ведут сельское хозяйство не для получения дивидендов, а для обеспечения себя и своей семьи продуктами питания и другими материальными благами».
Вот в этом месте, уважаемый Михаил Николаевич, позволю себе не согласиться с Вами: две-три коровы, пожалуй, действительно для себя, а 33… Не такая уж большая семья у Шафранских.
Далее кандидат экономических наук предлагает приемлемое с его точки зрения решение:
«Действующее законодательство позволяет вам (обращение к Александру Шафранскому. — Прим. авт.) открыть некоммерческую организацию — потребительский сельскохозяйственный кооператив (ПСК). Райисполком обязан будет вас поддержать, так как статьей 13 Конституции Республики Беларусь установлено, что «государство способствует развитию кооперации». Открытому вами кооперативу райисполком выделит необходимую площадь сельскохозяйственных угодий для содержания буренок. Данная форма ведения сельского хозяйства сельской семьей экономически более выгодна, чем коммерческая организация.
Для открытия ПСК необходимо не менее трех учредителей. Проекты учредительных документов вышлю на ваш электронный адрес, так как белорусская экономическая наука содействует развитию кооперации в соответствии с Конституцией Республики Беларуси».
Однако трех учредителей у Шафранских вроде как нет, только муж и жена. Напомню: дети живут в городе, в деревню возвращаться не собираются, у них своя жизнь. Так что этот вариант отпадает.
Затем в «СГ» пришло письмо из Витебского облисполкома, по поручению которого областной комитет по сельскому хозяйству и продовольствию рассмотрел этот вопрос:
«Директор предприятия не согласовывает изъятие земель во временное пользование, обосновывая отказ тем, что с 2021 года планировал вовлечение данного участка под посев зерновых, а не под организацию пастбища. Законных оснований для принудительного изъятия испрашиваемого участка из земель предприятия не имеется».
В письме еще раз напоминают, что требуемые Шафранскими земли сельхозназначения могут изъять у «Дружбинца» и предоставить только крестьянскому (фермерскому) хозяйству либо гражданину — главе КФХ. Условия прежние — возместить предприятию убытки за вспашку, внесение удобрений, посев, уход и прочее. Установление границ участка оформляется за счет республиканского бюджета, за регистрацию и землепользование новым владельцам придется платить. Но платить Шафранские не хотят, потому что другим таким же хозяевам личного подсобного хозяйства в их районе и других областях предоставили участки безвозмездно.
Снова хочется процитировать Крылова: «Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; да только воз и ныне там».
Поднимали супруги вопрос и по закупу телят:
«Мы не планировали держать 33 головы, но телят никто не закупает, они переросли, вот их и оставили».
Облисполком сообщает:
«В 2021 году закуп телят у Шафранского А.А. будет производиться ОАО «Студенка» и ОАО «Синегорское» при наличии его согласия в обмен на травяные корма».
Хоть по одной позиции есть небольшая подвижка. Хочется верить, что здравый смысл победит многолетние обиды сторон.
alimova@sb.by