«Вчера в Минске во Дворце спорта начался квалификационный турнир сборных команд Беларуси, Украины и Казахстана за право на участие в чемпионате мира в группе «С» в будущем году. Соперники проведут между собой по одному матчу. Два лучших коллектива получат путевки на чемпионат, третьему этого придется ждать еще как минимум год. При равенстве очков у двух сборных будет учитываться результат встречи между ними, а потом — общая разница заброшенных-пропущенных шайб. Если все команды наберут одинаковое количество очков, лучшие определяются только по разнице шайб. Белорусская команда сегодня и завтра в 17:00 встретится с Украиной и Казахстаном».
Такая заметка под названием «Третий — лишний!» вышла в «Советской Белоруссии» 7 ноября 1992 года. Дата для белорусского хоккея имеет большое значение: именно в этот день национальная сборная нашей страны провела первый официальный матч в своей истории. Совсем скоро этому дебюту исполнится 30 лет. Вспоминаем, с чего все начиналось.
Из тех, кто может
То было непростое время. Советский Союз только-только распался, и страны, входившие в него, начинали новую жизнь.
— С тех пор как минское «Динамо» под руководством Виталия Стаина вышло в элиту чемпионата СССР, на хоккей стало ходить большое количество людей. За билетами на матчи выстраивались огромные очереди — метров по 300! Хоккей любили, ему уделяли много внимания и со стороны правительства, и со стороны управления спорта… До создания национальной сборной у нас было немало успехов: сборная БССР выигрывала одно из самых престижных соревнований — Спартакиаду народов СССР, становилась чемпионом Всесоюзных юношеских соревнований. У нас не было большого количества льда, но уровень игроков в те годы серьезно вырос, ведь они прошли хорошую школу, — вспоминает предысторию первый главный тренер национальной сборной Беларуси по хоккею Владимир Сафонов.
Владимир Сафонов помнит события 1992-го, будто они происходили вчера.
В 1992-м Владимир Михайлович возглавлял минское «Динамо». Поскольку этот клуб стал основой национальной сборной, тренеру предложили встать у ее руля. Началась работа по комплектованию состава. На бумаге, говорит Владимир Михайлович, все было гладко, но в реальности оказалось совершенно иначе. Хоккеисты, игравшие в московском «Динамо» и других известных клубах, на квалификационный турнир не приехали. Так первый состав сборной лишился Олега Микульчика, Александра Андриевского, Андрея Ковалева, Александра Гальченюка, Александра Юдина, Юрия Кривохижи, Михаила Захарова… Часть игроков отсеялась из-за травм: на турнире не смогли выступать Андрей Расолько, Олег Антоненко... Пришлось создавать команду из тех, кто оставался. К динамовскому костяку тренерский штаб, в который кроме Владимира Сафонова входили Валерий Воронин и Владимир Семенов, подтянул нескольких ребят из «Немана», выступавшего в первой лиге, и новополоцкого «Химика» из второй лиги.
В квалификационном турнире нашу команду определили в одну группу со сборными Украины и Казахстана. Украинский «Сокол» тогда блистал в чемпионате СССР, в Казахстане также было много сильных игроков. Владимир Михайлович говорит, что в других группах такой конкуренции не было:
— Далеко ходить не буду: в одной из групп собрались Латвия, Литва и Эстония. Латыши на одном коньке всех победили! Правда, из их тройки выходила только одна команда, а из нашей — две. Соперникам из Украины и Казахстана удалось собрать почти всех лучших игроков. У нас такой возможности не было.
Времени на подготовку у белорусской сборной тоже было всего ничего. Команда буквально пару дней потренировалась в «Раубичах». Однажды на эту базу приехал Евгений Анкуда, возглавлявший в то время федерацию хоккея.
— Он знал, что надо мотивировать команду, может, как-то наградить, если сыграем успешно, и сказал: «Денег нет, но носилки на всех найдем. Отдайте все силы, а мы вас вынесем». Ребята играли сердцем. Все понимали, что сборная — это не «Динамо», а совсем другая команда. Осознавали, что это первые такие соревнования для нашей суверенной страны.
За бортом
— Квалификационный турнир был трудным, — продолжает Владимир Сафонов. — В первом матче с командой Украины мы первые два периода бились, игра шла на равных. Перед последней двадцатиминуткой проигрывали сопернику 0:1. А в третьем периоде стали ошибаться и в итоге уступили с результатом 1:4. Но шансов пройти дальше мы не теряли. На следующий день играли с командой Казахстана, которая в первом матче обыграла украинцев. Получалось, что мы могли стать как первыми, так и вторыми. Чтобы быть лидерами в группе, нам надо было побеждать с преимуществом в пять шайб, чтобы занять второе место — в три. Матч с Казахстаном проходил во Дворце спорта при полных трибунах. Мы вели в счете 3:0, и этот результат нас устраивал. При этом две шайбы забросили Сергей Стась и Дима Панков, которым тогда было по 18 лет. Они не отсиживались на лавке, пытались помочь команде. А потом наш вратарь Саша Гавриленок допустил ошибку: шайбу, пущенную в ворота с центра поля, он ловил-ловил по льду, но все же пропустил между ног… Мы выиграли со счетом 3:1, но для того чтобы пройти дальше, этого было недостаточно. Все были опечалены.
На том турнире каждая сборная набрала по два очка. Все решила разница заброшенных и пропущенных шайб — белорусы в турнирной таблице остались на третьей строчке. Владимир Михайлович говорит: несмотря на то что с того турнира прошло целых 30 лет, все события, разворачивавшиеся тогда на минском льду, помнятся, будто произошли вчера. Тренер говорит:
— Я благодарен ребятам, которые смогли принять участие в первых соревнованиях нашей национальной сборной, они отдавали все силы на льду. Невзирая ни на какие сложности, бились и старались. Ребята создали эту сборную, заложили в нее дух, и этот заряд остался в команде на долгие годы. Те игроки стали отличными хоккеистами. Еще много лет костяк первой сборной выступал на крупнейших турнирах, в том числе на Олимпиадах. Из ребят, которые были в той команде, выросли очень хорошие тренеры. Значит, зерно, брошенное в почву в тот период, дало хорошие плоды. Это — наша история, и я считаю, что ее нельзя забывать.
30 лет спустя
Владимир Сафонов говорит: к сожалению, за годы, прошедшие с первого матча нашей сборной, та команда ни разу не собиралась вместе — лишь иногда хоккеисты и тренеры встречаются друг с другом. Мы разузнали, где сейчас находятся игроки той самой, первой сборной.
Многие из них и сейчас на виду. Сергей Стась возглавляет ХК «Гомель», а в гомельской СДЮШОР работает Андрей Андриевский. Олег Леонтьев — главный тренер нижнекамского «Нефтехимика», выступающего в КХЛ, а Эдуард Занковец — «Югры», играющей в ВХЛ. Голкипер Леонид Фатиков — тренер по вратарям в «Шахтере», а еще в прошлом сезоне главным тренером этой команды экстралиги был Юрий Файков. Дмитрий Ничиухин работает с юниорской командой «Немана», Александр Алексеев стал консультантом ФХБ и Института сборных команд по индивидуальному развитию и совершенствованию хоккейных навыков, а Олег Хмыль совсем недавно покинул пост главного тренера «Химика».
— Олег Романов живет в Череповце, но сейчас работает в Санкт-Петербурге в хоккейном клубе с детьми. Василий Панков (кстати, забросивший первую шайбу сборной Беларуси) не так давно работал в «Барановичах», а вот о его младшем брате Диме давненько не слышал, — рассказывает Владимир Сафонов. — Эдуард Дьяконов в России занимается бизнесом, не связанным с хоккеем. Вадим Бекбулатов играл в команде Президента в любительских соревнованиях, сейчас тоже ушел в бизнес и, по-моему, уже не играет. Аркадий Павлюченко живет в Москве, еще недавно выступал в любительской лиге. Владимир Каленицкий живет в Новополоцке, Андрей Кошкин — в Перми. Артур Аминов работает в хоккейной школе уфимского «Салавата Юлаева». Игорь Ковалевский занимается бизнесом…
Эдуард Занковец.
Сам же Владимир Сафонов по-прежнему остается в хоккее. Заслуженный тренер, поработавший во многих клубах, входивший в тренерские штабы сборных СССР, Беларуси, Польши, возглавлявший школу «Юности», сейчас тренирует воспитанников этого клуба 2005–2006 годов рождения.
Листая пожелтевшие страницы
В одном из ноябрьских номеров «СБ» в 1992 году вышло интервью Владимира Сафонова, подготовленное накануне старта квалификационного турнира чемпионата мира. Перечитывая его сейчас, мы заметили немало интересного и предложили Владимиру Михайловичу оценить, как изменился наш хоккей за 30 лет. Приводим цитаты из того интервью и даем слово тренеру.
«В спорте чудес не бывает. Дом строится с фундамента, а не с крыши. Для создания дееспособной команды нужна хорошая база подготовки хоккеистов. Почему у Мироновича в гандболе все идет более-менее гладко? Там имеется основа: школы, резервы, четкая смена поколений. Есть и ступени роста мастерства, когда игроки прибавляют в «весе» постепенно, по годам, от старта к старту. У нас же иначе. Преемственность нарушена. Про «асфальтовых» хоккеистов и, соответственно, потерю нескольких лет пресса уже писала. Жизнь заставляет нас бросать из огня да в полымя юных спортсменов, которым нужно сыграть не один матч для приобретения опыта».
— За три прошедшие десятилетия нам удалось создать крепкий фундамент. Появилось множество школ, Институт сборных. Если раньше, по большому счету, была только школа «Юность» и лишь ее воспитанники были на виду, то теперь много хороших ребят есть на периферии: в Солигорске, Жлобине и других городах. Когда хоккеистам создают отличные условия для дальнейшего совершенствования (начиная от обеспечения экипировкой и заканчивая возможностью участия в международных турнирах), они растут и добавляют. С ребятами работают замечательные тренеры, и у нас теперь есть из кого выбирать. Не сравнить, конечно, и условия. Экипировка прекрасная, с ней проблем вообще нет. Если бы сейчас кто-то сказал, что нет коньков или клюшек… Такое сложно представить! Построено большое количество катков. Появились отличные базы подготовки. Сейчас у нас есть все, чтобы расти и развиваться.
Теперь молодые таланты выходят не только из школы «Юность».
«Нужна, естественно, не только материальная база, но и финансовая. Будут ли наши хоккеисты надрываться за тот мизер, который получают по сравнению с другими командами? «Динамо», да и сборной Беларуси, нужна государственная поддержка. Не отказались бы и от помощи спонсоров».
— Это тоже важный момент. На зарплату, которую получали в минском «Динамо» в те годы, купить можно было немного. Да и возможности такой не было, потому что ее не выплачивали. Это, наверное, было самое тяжелое время. Когда игроки звонили друг другу с просьбой: «Займи денег, чтобы я на тренировку на машине мог доехать», а когда я заходил в раздевалку, спрашивали: «Владимир Михайлович, а деньги сегодня будут?» Не то что премиальные не получали — зарплату! А на что семьи кормить? Крутились кто как мог. Например, в Польшу ездили, чтобы заработать, — каких только вариантов не было. Даже вспоминать те времена не хочется. То, что сейчас у игроков есть финансовая стабильность, — огромный плюс. Они могут заниматься своим делом, выкладываться на тренировках и матчах, не переживая по поводу того, чем платить за квартиру или на что содержать семьи.
«До сих пор у федерации нет четкой организации деятельности, многие ее члены толком не знают своих обязанностей, с командами не подписаны договора».
— Все это осталось в прошлом. Если раньше в контрактах игроков с клубами не была прописана возможность вызова в сборную, то сейчас все нюансы учтены: вплоть до того, за какой промежуток времени хоккеиста должны отпустить на сборы. Тогда же приходилось обзванивать клубы и договариваться об этом.
В те годы становление хоккея в суверенной Беларуси только начиналось. Сейчас наша федерация хоккея — упорядоченная, работающая структура. И даже не верится, что когда-то все было по-другому…
past@sb.by