85 лет назад, 29 октября 1939 года, в Белостоке была подписана Декларация Белорусского Народного собрания по вопросу о вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики
17 сентября 1939 года свершился акт величайшей исторической справедливости — воссоединились западные и восточные белорусские земли, разделенные против народной воли в марте 1921 года по условиям Рижского мирного договора. К Польше отошла почти половина белорусской территории размером свыше 110 тысяч квадратных километров с населением свыше 4,5 млн наших соотечественников.
Народное собрание Западной Белоруссии в Белостоке.
Почти 18 с половиной лет западные белорусы изнывали под панским игом. Где на исконных родных землях им не было ни места, ни будущего. Цитируем докладную записку белостокского воеводы Осташевского в министерство внутренних дел Польши:
«Рано или поздно белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру…»
Забегая вперед, отметим, что поляки с безумным усердием претворяли свои планы в жизнь. Сегодня некоторые историки предпочитают приведенные ниже цифры не замечать.
В 1919 году, уже в первые месяцы Советской власти, на территории Западной Белоруссии было открыто около 400 белорусских школ. К 1937-му польскими властями были закрыты все белорусские школы. Около 50 тысяч (24 процента) детей вообще не посещали школу. В целом к сентябрю 1939 года 75 процентов западнобелорусского населения были неграмотными.
Сегодня поляки уверены, что Советский Союз 85 лет назад в результате военной агрессии отторг часть их территории. Для таких горячих голов приведем отрывок из письма от 28 сентября 1939 года британского политического деятеля Ллойд-Джорджа Дэвида (которого уж точно нельзя обвинить в пристрастиях. — Прим. авт.) польскому послу в Лондоне Эдварду Рачиньскому:
«...СССР занял территории, которые не являются польскими и которые были силой захвачены Польшей после Первой мировой войны... Было бы актом преступного безумия поставить русское продвижение на одну доску с продвижением Германии».
Классик белорусской литературы Якуб Колас очень точно выразил процесс возвращения родных земель. 19 сентября на первой полосе «СБ» он опубликовал свое воззвание «Братья Западной Белоруссии». Оно завершается пророческими словами:
«А панский дурман рассеется, как гнилой туман от чистого восточного ветра».
Уже спустя месяц после того, как Красная армия освободила западнобелорусские земли, были назначены выборы в Народное собрание Западной Белоруссии. Принять участие в выборах имели право все жители бывших оккупированных Польшей земель, достигшие 18-летнего возраста.
28 октября 1939 года газета «Советская Белоруссия» сообщает на первой полосе об открытии Народного собрания Западной Белоруссии и публикует воззвание:
«Трудящиеся орденоносной Советской Белоруссии шлют пламенный привет избранникам народов Западной Белоруссии — депутатам Народного собрания».
Сюда — в город Белосток — сегодня собрались люди, облеченные высоким доверием народа, чтобы решить и установить такое государственное устройство, которое отвечало бы стремлениям народов Западной Белоруссии».
Здесь же в передовице рассказывается о невероятной активности избирателей:
«22 октября миллионы людей устремились к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос за представителей народа. 2.409.552 человека — 90,67 проц. к общему числу участвовавших в голосовании — отдали свои голоса за кандидатов народа, выставленных временными управлениями, крестьянскими комитетами, собраниями рабочих интеллигентов. Эти цифры говорят о великой сплоченности народа, о его единодушии, о его стремлении к созданию нового порядка на своей земле — к установлению советской власти». /…/
Слово Притыцкого
29 октября 1939 года «Советская Белоруссия» публикует репортаж из зала заседания Народного собрания, которое проходило в освобожденном от польских властей Белостоке.
«По первому вопросу — о государственном устройстве Западной Белоруссии — слово предоставляется Сергею Осиповичу Притыцкому. Стоило лишь назвать это имя, и зал вздрогнул аплодисментами, приветственными возгласами. Долго не давали докладчику начать свою речь, и он стоял на трибуне, выжидая, пока стихнет в зале.
Это совсем молодой парень, лет 26. Но он уже стал подлинным народным героем. За его спиной мрачная тяжелая жизнь, тюрьма и казематы, куда бросали его ненавистные панские стервятники. Каждый житель Западной Белоруссии, от мала до велика, знает, как Сергей Притыцкий, рискуя жизнью уничтожил на суде гнусного провокатора, выдавшего членов подпольной коммунистической организации. Притыцкого дважды приговаривали к смертной казни. /…/ И вот теперь этот верный и испытанный сын белорусского народа с высокой трибуны Народного собрания произносит речь. Докладчик издевается над словами бывших правителей о сплоченности и силе панской Польши.
— Среди панов, пожалуй, сплоченность эта была: при первом же выстреле они сплоченно удрали в лес… (Дружный смех в зале.)
Когда смех в зале утих, Притыцкий сказал: «Правители панской Польши — помещики и капиталисты — превратили народ Западной Белоруссии в рабов. Они лишили его всех человеческих прав, грубо и цинично надругались над его человеческим достоинством, отняли у него Родину, родной язык, закрыли школы, лишили газет…»
Советская власть на всей территории Западной Белоруссии!
В тот же день Народное собрание приняло декларацию, от которой польским панам стало совсем худо. Приводим передовицу «СБ» за 30 октября 1939 года:
«Вчера Народное собрание Западной Белоруссии провозгласило установление советской власти на всей территории Западной Белоруссии и решило просить Верховный Совет СССР и Верховный Совет БССР принять Западную Белоруссию в состав СССР и БССР».
Уже через год ситуация в некогда забытых богом и отсталых «кресах всходних» радикально изменилась. В 1940 году на землях некогда Западной Белоруссии, а с осени 1939 года БССР, уже действовало 5643 школы. В них обучалось 774 тысячи детей, то есть почти все. Делались шаги и в направлении ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1939/1940 учебном году в кружках ликвидации неграмотности обучалось 84 200 человек, в школах для малограмотных — 85 300. Было открыто 4 вуза, 8 педучилищ и 12 техникумов. Подобные тенденции были в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, культуре…