В Минске набирает популярность каршеринг — сервис, позволяющий взять в аренду автомобиль через специальное мобильное приложение.
Число пользователей быстро растет: в системе ежедневно регистрируются от 30 до 70 человек. По словам одного из учредителей компании Drivetime Ивана Желтоногина, машин на всех уже не хватает: в ближайшее время парк будут расширять, ведь для того, чтобы каршеринг заработал в полную мощь, Минску нужно минимум 250 машин. Пока же по городу их курсирует чуть меньше полусотни.
![](/upload/iblock/caa/caa26a79e8683a835a9c9d8a3f02b15d.jpg)
Обкатка сервиса, который предложили минчанам этим летом, прошла успешно, считают учредители компании. Удивляет, насколько бережно белорусы пользуются арендными автомобилями: в салоне стараются не мусорить, а если при поминутной аренде случайно залезли в минус — на карте не хватило денег, — сами звонят в службу поддержки и спрашивают, как быстрее погасить задолженность. Ведь в противном случае арендовать авто в следующий раз не получится.
Многих, впрочем, озадачивают внушительные штрафы и санкции — в каршеринге они довольно высокие: за оставленный в салоне мусор и курение — 70 белорусских рублей (курс: 1 белорусский рубль равен 33 российским) плюс стоимость химчистки, нет денег на карте для оплаты — будет «капать» 35 рублей за каждый день просрочки.
![](/upload/iblock/004/004f5d656fd81cff916120547f734a6e.jpg)
Не заправились и закончили поездку с пустым баком — оштрафуют на 30 рублей. Было превышение скорости? В дополнение к штрафу придется заплатить 15 рублей самой компании. Не слишком ли суровые меры?
— Сделано это для защиты от недобросовестных пользователей, — объясняет Иван Желтоногин. — Пока, кстати, таких нарушителей практически не встречалось.
![](/upload/iblock/782/782925bf4b80d6580090e67abbc4de5f.jpg)
— Вообще, по утрам машины чаще берут в микрорайонах, по вечерам — в центре, у гипермаркетов. Наши сотрудники стараются переставлять машины, чтобы они равномерно были распределены по городу, не скапливались в одном месте. В ближайшее время, кстати, будем заниматься вопросом отдельных парковочных мест у торговых центров. Белорусские пользователи пока склонны сравнивать нас с такси и Uber. Но каршеринг — не такси: арендуя автомобиль, вы становитесь его временным владельцем. Это ваш личный транспорт, вы сам себе хозяин, можете спланировать маршрут. Но главное — в каршеринге вам не нужно платить за бензин, он включен в стоимость аренды! У клиента есть топливная карта, по которой всегда можно заправиться. А что касается цены — пока пользователям все же выгоден поминутный тарифный план, а не абонемент на сутки. Но в скором времени появится новый суточный тарифный план, более бюджетный — думаю, он заинтересует наших клиентов.
Инна Кабышева
melesyko@sb.by
Рынок каршеринга в России с начала года вырос на 300 процентов. Компании, которые на нем работают, экстренно закупают машины, чтобы обеспечить спрос. Услуга оказалась востребованной, когда ее распробовали.
Вообще каршеринг — грубый перевод «поделись автомобилем» — начал активно развиваться в стране с 2013 года. Хотя впервые эта услуга появилась в Швейцарии аж в 1948 году.
Сейчас в России по системе каршеринга работает пять компаний. Конечно, основные зоны их работы — это Москва и Санкт–Петербург. Но даже здесь, при наличии пяти компаний, машин на всех не хватает.
Условия подключения к этой услуге примерно одинаковы у всех. Но есть некоторые существенные различия. Например, некоторые компании настаивают на заключении с ними реального договора, а это требует визита в офис либо вызова курьера, услуги которого оплачиваются. Иным компаниям вполне достаточно регистрации на сайте. Но в любом случае необходимо предоставить данные прав, паспорта, а также номер банковской карты, с которой будут списываться деньги за пользование услугой.
Воспользоваться услугой сразу по первому желанию невозможно. Проверка данных может от нескольких часов до двух суток. Поэтому готовить себя в качестве пользователя каршеринга надо заранее. Еще раз напомним, что в некоторых компаниях требуется подписать договор в бумажном виде. Это тоже требует времени.
![](/upload/iblock/85e/85ef18fc6de74dfbb92a1c5392d53939.jpg)
Надо иметь в виду, что машин, даже в Москве, не так уж и много. Полторы тысячи у одной, 1,3 тысячи у другой, 500 у третьей — и так далее. Поэтому для большего удобства необходимо закачать себе в смартфон все пять приложений. А также заранее заключить договоры с теми компаниями, которые выдвигают подобное условие. Тогда найти свободную машину в шаговой доступности будет легче.
Стоимость топлива включена в стоимость пользования автомобилем. Но пополнять бак все же придется. Правда, не за свой счет, а за счет компании. Карта оплаты всегда в бардачке. Потраченное время возместят бонусами. Например, бесплатными поездками. А за оставленную машину с пустым баком придется заплатить штраф.
А штрафы, кстати, отнюдь не дешевые. Напомним случай, когда один из арендаторов по своей вине попал в аварию. Авария была небольшой, но счет ему выставили чуть ли не в стоимость автомобиля. В таких ситуациях задумаешься: а нужна ли тебе краткосрочная аренда?
Именно после разбора этой ситуации компании каршеринга начали отдельно ограничивать условия оплаты ДТП. Как правило — не более 150 тысяч рублей. Также появилась новая услуга: каршеринг с КАСКО. Поминутная оплата значительно выше, зато в случае аварии ответственности практически никакой.
Надо иметь в виду, что штрафы за нарушения правил, выписанные в автоматическом режиме, должен будет оплатить тот, кто их совершил. При этом скидку в 50 процентов компании устанавливают только на пять суток. Хотя в законе прописано 20. Но это понятно. Пока компания получит уведомление о штрафе, пока найдет того, кто в этот момент был за рулем, пока перешлет ему информацию, время уходит. А если арендатор своевременно не оплатит штраф, то компания его оштрафует по собственным правилам, которые прописаны в двустороннем договоре.
Теперь немного о стоимости. Тарифы на каршеринг колеблются в диапазоне от 7 до 25 рублей за минуту. Это зависит от того, какой компанией вы пользуетесь, какой автомобиль арендуете. В последнее время стало популярным арендовать автомобили премиум–класса. Понятно, что это дорогое удовольствие. Да и таких автомобилей очень мало.
Но в среднем в Москве услуга каршеринга обходится в 8 рублей в минуту. Для сравнения, такси в среднем обходится в 15 рублей за минуту. При этом никаких собственных рисков, штрафов и прочих условий. Надо сказать, что в Европе каршеринг дешевле такси в 4 раза. А поэтому и востребован. Но в России этот бизнес только развивается.
Владимир Баршев
tvb@rg.ru