30 лет Минскому международному кинофестивалю «Лістапад»: прошлое и настоящее

8 дней с кино

Киноманы наготове: на этой неделе в продажу поступили билеты на конкурсную и внеконкурсную программы «Лiстапада». Тридцатый Минский международный кинофестиваль символично откроется в первый день ноября, красная ковровая дорожка украсит нарядный холл Дворца Республики. Первым в марафон длиною в восемь дней включится российский режиссер Кирилл Кузин: его приключенческое фэнтези «Черный замок» предложат зрителям в качестве фильма открытия. Затем в течение недели всех отчаянных киноманов ждет еще добрый десяток картин: от сливок современной индустрии до ретроспективной классики. Когда-то минский кинофорум задумывался как экзамен для кино всего постсоветского пространства, однако со временем «Лiстапад» заметно оперился, подрос и возмужал. Давайте вспомним, чем запомнились зрителям и какими были прошедшие фестивальные годы.

Фото БЕЛТА и из архива «СБ».

Семейные ценности

Сегодня сложно представить, но в середине 1990‑х, когда минский кинофорум только начинался, в обычный прокат фестивальные ленты практически не попадали. А значит, у зрителей была всего неделя для эксклюзивных киновозможностей — просмотра игровых и документальных новинок, собранных (во многом благодаря дружественным кинематографическим связям) со всего постсоветского пространства.

Уже мало кто помнит, но первым победителем минского фестиваля стал Никита Михалков. Главный приз получила его документальная лента-эксперимент «Анна. От 6 до 18». В главной роли мэтр снял свою дочь Анну Михалкову, которая в течение 12 лет отвечала на одни и те же вопросы отца. Ответы девочки Никита Сергеевич соединил с хроникой тех лет. Сквозь призму ответов Ани проходит множество событий: смерть генсеков Брежнева, Андропова и Черненко, перестройка, распад Советского Союза… Каждый следующий «Лiстапад» публика уже ждала и предвкушала. И фестиваль не подводил: расширял программу, становился щедрее на статуэтки и дипломы, приглашал кинематографистов с мировым именем и медийным весом.

Для председателя «Лiстапада» Ростислава Янковского этот осенний киносмотр был во многом праздником семейным. Приезжал из Москвы его брат Олег (иногда с сыном Филиппом), старший сын Ростислава Ивановича Игорь… Но какими бы теплыми и душевными ни были первые форумы, Янковский уже тогда понимал: фестиваль в первую очередь должен отражать актуальные процессы в кино, а не быть корпоративным праздником. Так, окончательно определив и прояснив (прежде всего для самих себя) концепцию форума, оргкомитет отправил письма с просьбами поддержки в Администрацию ­­Президента и Мингор­исполком. Делать настоящий, большой кинофестиваль без помощи государства было просто невозможно. 
И ­­Президент форум поддержал. Но с условием: акцент и особое внимание — не только на сохранение традиций и кинематографического наследия, которыми славилась наша страна, но и на развитие международных культурных связей. С этим напутствием «Лiстапад» постепенно прибавил в весе: отныне каждый ноябрь Минск стал жить лучшими произведениями мирового кинематографа.
Все эти годы фестиваль по-прежнему проходит под патронатом ­­Президента. От его имени вручается специальный приз — деятелям кино исключительно высшей пробы. В 2023 году спецприза Главы государства с формулировкой «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» был удостоен нынешний председатель «Лiстапада», известный кинорежиссер, художественный руководитель театра-студии киноактера народный артист Беларуси Александр Ефремов. Кто получит почетный приз в юбилейном сезоне, пока не расскажем: узнаете 1 ноября на церемонии открытия фестиваля.

Ориентация — Минск

Многие представленные на нашем форуме картины приезжают в Минск уже с призами и наградами крупнейших фестивалей мира. Курс на международное сближение «Лiстапад» взял много лет назад. Но в отличие от Каннского фестиваля или «Берлинале» наш «Лiстапад» все же для зрителей, а не для прокатчиков или истеблишмента. К этому, впрочем, тоже пришли не сразу. В прежние годы получить пригласительные на открытие форума умудрялись редкие везунчики, в продажу эти квитки никогда не поступали. Теперь иначе: онлайн и в кассах билеты на главные фестивальные дни всегда в продаже. И уже любой завсегдатай кинозалов может вполне демократично взять автограф, сделать селфи, а то и перекинуться парой слов со знаменитыми гостями. 
В разные годы на фестивальный уик-энд в Минск заглядывали Андрей Звягинцев, Фанни Ардан, Клер Дени, Орнелла Мути, Кшиштоф Занусси, Арманд Ассанте, Кира Муратова, Эмир Кустурица — звезды поистине планетарного масштаба.
Впрочем, с не меньшей радостью наш зритель встречал и встречает звезд советского и российского кино. Народные артисты Василий Лановой, Георгий Жженов, Юозас Будрайтис, Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Светлана Дружинина, Сергей Гармаш, любимцы публики Леонид Ярмольник и Алена Бабенко — и это лишь небольшая часть тех, кто приезжал в Минск не только за призами, но и чтобы признаться в искренней любви белорусской публике.

В 2018 году на Минский международный кинофестиваль заглянула и народная артистка России Светлана Немоляева. С пустыми руками Светлану Владимировну с «Лiстапада», конечно, не отпустили: вручили награду от Исполнительного комитета СНГ «Кино без границ». Тогда же, взяв статуэтку, актриса нашла самые теплые слова в адрес нашей страны: «Не представляете, как дорого мне то, что вы не забыли, что помните, как я люблю Минск и Беларусь! Уж поверьте. Мы столько раз приезжали сюда на гастроли, и всегда с огромным успехом. Всегда приходило огромное количество зрителей на спектакли. Мы с Сашей, моим мужем, снимались здесь, приезжали и в Витебск на «Славянский базар». Изумительная страна, необыкновенные люди!»
А два года назад главной героиней ковровой дорожки стала Наталья Варлей. Хотя, вообще-то, Наталья Владимировна — гость в наших широтах достаточно частый. В том году поездку в Минск на фестиваль она совместила с делами личными: приехала поздравить с юбилеем подругу — заслуженную артистку Беларуси Светлану Суховей.

Наше любимое

Вообще, что касается российских кинематографистов, то любовь к ним у минской публики особая. Только представьте: фильмы из России становились обладателями Гран-при минского «Лiстапада» 18 (!) раз. Более того — 13 раз подряд! 
Хотя ничего удивительного в этом нет: напомним, с 1994 по 2009 год Гран-при «Золото «Лiстапада» вручалось по итогам голосования зрителей. С 2010‑го и по настоящее время окончательное слово — за членами жюри.
Итак, после Никиты Михалкова, получившего Гран-при в 1994 году, главный приз из Минска увез Дмитрий Астрахан. После него диплома и статуэтки удостаивались Сергей Бодров — старший, Алексей Балабанов, Валерий Тодоровский, Станислав Говорухин, Александр Прошкин, Олег Янковский, Александр Рогожкин, Андрей Звягинцев, Павел Чухрай — и снова Станислав Говорухин и Алексей Балабанов... Только в 2007‑м череду побед российских режиссеров прервал Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, получивший Гран-при за свою самую известную картину «Жизнь других». Впрочем, год спустя Гран-при в третий раз забрал Станислав Говорухин и его историческая драма «Пассажирка».

И еще один интересный факт: в некотором смысле семейным получился «Лiстапад» двухлетней давности. В 2022‑м третий Ефремов и третий Тодоровский третьими из своей семьи участвовали в кинофестивале! Объясняем: в 1998‑м режиссер Валерий Тодоровский получил Гран-при «Лiстапада» за «Страну глухих». Спустя семь лет его отец, народный артист РСФСР Петр Тодоровский, стал первым лауреатом специального приза ­­Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». А в 2022 году Гран-при фестиваля был удостоен сын Валерия и внук Петра Ефимовича Петр Тодоровский — младший. Похожая ситуация и в семье Ефремовых. В разные годы на «Лiстапад» приезжали Олег Ефремов, его сын Михаил, а два года назад в Минск впервые заглянул Никита Ефремов, который вместе с другими членами съемочной группы представил «Здорового человека» — тот самый фильм-победитель, снятый Тодоровским-младшим.
К слову, в прошлом году «Золото «Лiстапада» также досталось российской ленте: победу праздновал Евгений Серов и его «Портной из Бруклина».

Восток — дело тонкое

В конкурсных программах «Лiстапада» последних лет силен, впрочем, и восточный акцент. И если когда-то наш фестиваль был сердцем всего славянского киномира, то сейчас он показывает зрителям все то лучшее, что есть в мировом киноменю. 
Фильмы из Китая, Индии, Филиппин, Туркменистана, Таджикистана, Монголии уже давно не новинка для минских зрителей. Картины из этих стран они ждут не меньше, чем широко разрекламированное европейское кино.
В этом сезоне особый билетный спрос ожидается на драму «Все, что нам кажется светом» от режиссера из Индии Паял Кападиа. Картина, напомним, стала первым индийским фильмом в основном конкурсе Каннского фестиваля за последние 30 лет. И ко всему прочему получила не только Гран-при, но и номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». В дни «Лiстапада» дебютную полнометражную работу Кападиа смогут увидеть и белорусские зрители. Второй фильм из Болливуда на наших экранах — «Песни любви» — также примет участие в основном конкурсе игрового кино.
Еще одна новинка для белорусской публики — фильм «Нора» режиссера из Саудовской Аравии Тауфика Альзаиди. Не менее заманчивой представляется и драма «Чанъань, Сиань» от режиссера из Китая Чжан Чжун Чжан.
Также три очень разные, но объединенные одной идеей картины покажут в столичном кинотеатре «Центральный» 4 ноября. В основной конкурсной программе игрового кино — сирийская драма Баселя Аль-Хатиба «Два дня», остросюжетная лента Драгана Бьелогрлича «Хранители формулы» (в производстве которой участвовали Словения, Сербия и Франция), а также американский триллер «Все будет по-другому» Майкла Фелкера.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter