В декабре прошлого года «Манчестер Сити» легко выиграл финал последнего клубного чемпионата мира у бразильского «Флуминенсе» — 4:0, но чуть не потерял Родри, под которого крайне жестко подкатился соперник. Тогда обошлось, но ненадолго.
В западной прессе уже появилось много публикаций о трудностях, с которыми сталкивается Международная федерация футбола на пути к реализации крайне противоречивого плана.
На протяжении почти двух десятков лет в клубном чемпионате мира участвовало шесть лучших команд с каждого континента. Запланированное ФИФА расширение турнира, которое тем самым превратит его в зеркальное отражение чемпионата мира для сборных с 32 участниками, должно быть реализовано в 2025 году. Однако оно неустанно подвергается критике за то, что новый формат клубного чемпионата еще больше перегрузит и без того напряженный игровой календарь.
И Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPRO), и Всемирный форум лиг, представляющий профессиональные лиги, раскритиковали новый формат. Обе организации опубликовали письмо, отправленное в ФИФА в начале этого года, ссылаясь на благополучие игроков, настаивая на переносе турнира и призывая клубы-члены подавать иски в суд, если проблемы не будут решены должным образом.
Глава ФИФА Джанни Инфантино дипломатично промолчал, а вот его коллега из УЕФА Александер Чеферин высказался неожиданно резко: «Кто жалуется? Те, у кого самые высокие зарплаты, и клубы, у которых по 25 топ-игроков. Те, у кого зарплаты ниже, и клубы, у которых всего 11 игроков, не жалуются. Они любят играть».
Председатель совета директоров Hisense Group Цзя Шаоцянь и президент ФИФА Джанни Инфантино.
Предусматривается, что следующим летом в США приедут 32 команды и с 15 июня по 13 июля разыграют титул сильнейшей. Наибольшее представительство получила Европа (12 клубов), шесть команд делегирует Южная Америка, по четыре — Северная Америка, Азия и Африка, также по одной квоте выделено Океании и стране-организатору.
Заманить их летом в Америку планируют в том числе и серьезным призовым фондом. ФИФА официально его еще не объявляла, но в СМИ уже полно разговоров, что каждый клуб только за участие получит 50 миллионов евро (победитель заработает в два раза больше), а весь призовой фонд составит 2,5 миллиарда евро. Для сравнения: руководство УЕФА выделило сопоставимую сумму на весь сезон Лиги чемпионов 2024/25. То есть для клубов существует возможность заработать за месяц как за один год, а скромным командам даже и на сезоны вперед.
И все-таки проблемы остаются. Слишком уж бурная реакция сопровождает каждую новость о клубном чемпионате, слишком уж ярко высказался лучший игрок недавнего Евро испанец Родри: «Все идет к забастовке. Это общее мнение игроков. Игрок способен показывать максимум, только если проводит не более 40—50 матчей за сезон. В этом сезоне мы сыграем до 70 матчей, а может, и 80. Это никуда не годится». И это было еще до того, как он порвал крестообразные связки и выбыл до конца сезона. И тем более до того, как никто иной, как Родри, получил на этой неделе «Золотой мяч».
Прозвучавшее в Шанхае заявление о подписании спонсорского соглашения с китайским транснациональным производителем бытовой техники и электроники компанией Hisense — всего лишь маленькая гирька на чаше весов со стороны ФИФА. Ведомство Джанни Инфантино сейчас однозначно втянуто в крутой водоворот: его атакуют не только клубы, лиги и игроки, но и такие давние спонсоры, как «Кока-кола» и «Адидас», которые были столь поражены попытками ФИФА выделить клубный чемпионат мира из череды традиционных футбольных состязаний, что выкатили организации судебные иски.
Что сделала футбольная федерация в ответ? Создала рабочую группу по вопросам благосостояния игроков, которую возглавил бывший тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер. Получится ли у Джанни Инфантино заболтать проблему — от ответа на этот вопрос, кажется, непосредственно зависит судьба реформы клубного чемпионата мира.
Кирилл КНЯЗЕВ