Министр Андрей Худык: о семье, привычках и дружбе

«Сдачи дать могу, если заденут за живое»

Министр Андрей Худык рассказал, что покупает в магазинах, верит ли в гороскопы и кому никогда не пожмет руку

От механизатора до руководителя ведомства — карьера министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Худыка доказывает, что трудом и упорством можно добиться многого.Он называет себя чиновником старой закалки: сказал слово — докажи делом. Лучшим другом считает жену, с которой прожил уже почти полвека. А еще он с лихвой перевыполнил план настоящего мужчины: отстроил родительский дом, воспитал двоих сыновей, а уж сколько деревьев посадил — и сосчитать сложно…

Никаких отутюженных речей

— Вечером накануне интервью ваш помощник скорректировал время и дал новое место встречи. Получается, четкий список по пунктам не построишь, планы министра меняются слишком быстро?

— По гороскопу я Телец, мне характерно планировать жизнь и работу. Даже несмотря на такой график, всегда стремлюсь упорядочить любые процессы, потом еще анализирую результаты. Процентов 90 получается выполнить. И все министерство стараюсь приучать следовать этому принципу. Системность и структурированность помогают как в профессии, так и в жизни.

— Непросто выдержать такой напряженный график?

— На работе в министерстве провожу не менее 12 часов. Мой телефон доступен круглосуточно — и никак иначе. Если происходит нарушение природоохранного законодательства, выезжаю и в выходные. Здесь очень важна поддержка семьи. Кроме того, стараюсь придерживаться здорового образа жизни. В последние годы серьезно увеличил физическую нагрузку: ежедневно прохожу 10 километров, плаваю. Отметил для себя, что это реально прибавляет здоровья и улучшает самочувствие. Очень высокую планку всем нам задает Александр Григорьевич. ­­­­Президент постоянно на публике, на ногах, проводит многочасовые пресс-конференции — многому у него учусь.

— В магазин за продуктами ходите или в основном все жена покупает?

— Белорусские чиновники совсем не оторваны от народа. Развею стереотип: и в магазины ходим, и хлеб с молоком покупаем. Иду вечером с работы, жена просит срочно что-то взять — захожу в костюме. Никогда не сбрасываю галстук и тем более не снимаю значок!
Уверен, все руководители министерств так себя ведут — по-простому. Мы не политики с имиджмейкерами и отутюженными речами. Можем взять в руку лопату и вскопать землю.
— А в субботнике по-настоящему участвуете или, как пишут некоторые телеграм-блогеры, ради фото позируете?

— Работаю с людьми до последней минуты. Бывает, надо посетить два-три места во время субботника, тогда делаю только определенный фронт работ. Прийти, чтобы сфотографироваться, — никогда такого не было.


— Уже чувствую, как некоторые скажут, что слишком идеально мы о вас написали…

— Я человек старого покроя. Если у твоих подчиненных есть ощущение, что ты живешь за их счет, значит, где-то недорабатываешь, оторвался, словил звезду. Всегда надо быть вместе с коллективом: в цеху, в поле… Да, труд министра не похож на механизаторский, но мне повезло знать и эту работу. Не приукрашивать надо, а дело делать — в кабинете ни один министр не сможет отсидеться. К слову, я уже давно оцениваю сотрудника не по тому, что им не сделано, а по тому, предпринял ли он все зависящее от него для выполнения поручения. Для меня самое важное — честность в работе. Не приемлю, когда начинают оправдываться и выкручиваться.

Дети — это тренд

— Кому никогда не пожмете руку?

— Руководствуюсь принципом «никогда не говори «никогда». Стараюсь вернуться к диалогу, наладить отношения, разобраться в ситуации. Поэтому однозначно ответить не могу. Но что не прощу точно — предательство. Главное — никого не предавать: ни в работе, ни в семье, ни в отношениях с друзьями.

— А в мире высоких должностей есть место дружбе?

— Безусловно! Но истинных товарищей, с которым и в огонь и воду, много быть не может. У меня это два-три друга и моя семья.

— Ваши коллеги шепнули, что у вас заботливое отношение к семейным людям. Ни одной маме не надо перед вами оправдываться, что ей надо уйти на родительское собрание в школу или она на больничном, а к первому сентября сотрудники получают выплаты на детей.

— А почему вы удивляетесь? Это тренд нашей страны, политика ­­­­Президента. Я только счастлив, что общегосударственные принципы совпадают с личными. В нашем коллективе рады, когда создается новая семья, рождаются дети. Но при трудоустройстве я на это не смотрю. Профессиональные качества, образование, компетенции — это основание.


— С руководителями-женщинами комфортно работать?

— Отлично! У нас даже коллектив больше женский, чем мужской. Если рассматривать центральный аппарат, более 70 процентов — женщины. Примерно такая же ситуация по министерству. Вижу на практике, что они более собранны, дисциплинированны и коэффициент полезного действия у них очень высокий.

Отчий дом и память

— Помните свое знакомство с женой, чем она вас впечатлила?

— С Татьяной познакомился, когда служил в армии. Как в молодости бывает — сразу обратил внимание на внешность, а потом уже впечатлился интеллектом, душевной добротой. Мы вместе уже больше 45 лет, выстроили ровные, хорошие отношения, которые полны понимания и поддержки.
С благодарностью говорю: жена всегда рядом со мной. Один только факт может сказать о многом: в силу моей деятельности мы меняли место жительства 18 раз. И слезы были. Сколько раз, как говорила Таня, мы «поднимали целину» — обустраивались на новом месте, наводили уют, облагораживали территорию. Временное жилье у нас было разное — и заброшенное, и неухоженное…
— Бытовые вопросы на жене?

— В основном да. Таня прекрасно готовит, но домашние торты — отдельное кулинарное искусство. На мне же все, что касается работы на земле. Лелею каждое дерево, посаженное своими руками. Как только удается, всегда стараюсь выехать в деревню, в дом родителей. Там у нас красивый сад.

— Пробовали посчитать, сколько деревьев посадили?

— Мне с профессией повезло: у нас в ведомстве акции по посадке деревьев начинаются с ранней весны и идут до поздней осени. Минимум сотню в год высаживаю: в общественных местах, на личном подворье. Кстати, жена часто к таким мероприятиям присоединяется. А я всегда был близок к природе. Первое свое деревце посадил в пять лет — горд был невероятно.


— Были мысли продать родительский дом?

— Нет, для нас он стал родовым гнездом. Это небольшой дом, в 60‑х годах строился, но он живой, а вместе с ним и память. По большим праздникам здесь собираемся. На Новый год, Пасху. С женой накрываем стол, обмениваемся подарками. Государственные праздники чаще встречаю на работе, люблю брать внуков на парад.

— Успеваете уделять время внукам?

— Хотелось бы больше. Особенно сейчас, когда они подросли и начинают задавать много вопросов про карьеру, жизнь. Они даже бывают на моей работе. Я богатый дедушка: три внука — Матвей, Андрей, Назар — и одна внучка Софийка. Заметили, что одного даже назвали в мою честь? Приятно!

— Не боятся ли вас невестки? Человек серьезный, состоявшийся во всех отношениях.

— Вы что! Мы и пошутить можем, и пообщаться на серьезные темы, и просто собраться песни попеть, на музыкальных инструментах поиграть. У нас весело — мы обычная белорусская семья.

Кому покоряются вершины

— Каким вы были ребенком?

— Был пацаном, который любил и уважал улицу. Иногда не слушался родителей, но всегда помогал им по работе и дому. Я из многодетной семьи — нас четверо детей. Отец был коммунистом, бригадиром, публичным человеком. Больше проводил времени на работе и больше нам позволял. Мать занималась воспитанием, была строгой. Один раз я уже взрослым отхватил от нее веником по руке — ослушался.

— А вы строгий отец?

— Умеренный. Но науку давал: меньше в школьные годы, больше в самостоятельной жизни.


— За советом и сейчас приходят?

— Однозначно. И по работе, и по жизненным вопросам. Мы хорошо общаемся, дружим.

— Какие ценности прививали своим сыновьям?

— Мы с женой всегда стремились воспитать в сыновьях уважение и любовь к людям, стране. У всей нашей мужской половины по два высших образования. Могу предположить, почему старший пошел на учиться на агронома. Я люблю землю, воду, растительный мир. Мы с ним и на рыбалку ходили, и в огороде копались. Видимо, гены взяли свое. Второе образование у него экономическое, сейчас работает руководителем. Младший сын — юрист. Горжусь ими!

— Назовите качества, необходимые для роста в карьере.

— Главное — цель и большое желание ее достичь. На карьеру влияют личностные качества — целеустремленность, инициативность, коммуникабельность и умение быстро анализировать ситуацию. Но прежде всего нужно большое желание трудиться, быть полезным коллективу, стране, стараться честно делать свою работу.
В Беларуси созданы все условия для профессионального роста и развития. Убежден, если работник действительно мотивирован, любит свое дело, радеет за результат, непрерывно совершенствует свои личные и профессиональные качества, его обязательно заметят и оценят! Ни на одну свою должность я не просился.
— Самый неожиданный вираж вашей жизни?

— К экстремалам себя не отношу, не люблю сюрпризов и виражей. К счастью, их было немного. Охарактеризую свою жизнь насыщенной, порой трудной, но… (задумывается) стабильной. Я стабильно добиваюсь намеченного. Не одномоментно, не по щелчку, но добиваюсь.

Возможно все

— Приходилось доказывать правоту кулаками?

— Уже и не вспомню, когда последний раз дрался. Сдачи дать могу, если заденут за живое.

— Была мечта, от которой пришлось отказаться?

— Нет! Всегда учу молодежь и дома, и на работе: все, что мы хотим, — получается. Не получается только то, чего не хотим.


— Если бы у вас была возможность провести один идеальный день, каким бы он был?

— Я больше реалист — не идеалист. Мне не нужен излишний комфорт. Мир, здоровье, семья и работа — это то прекрасное и идеальное, что есть в моей жизни каждый день.

— Давно так спокойно прогуливались, как сейчас во время интервью?

— Вчера. Я каждый вечер с работы ухожу пешком. Нарушаю традицию только в командировке. Четко знаю расстояние до квартиры — 2600 метров. Потом переодеваюсь и дохаживаю свои 10 километров.

— В начале интервью вы вспомнили о своем знаке зодиака. Верите в гороскопы?

— С годами все больше верю в искренность, доброту и Бога. Когда случается что-то плохое, начинаю обращаться ко Всевышнему. Но я не хожу в храмы, потому что считаю, что Бог в душе у каждого. Надо верить в человека, в его доброе начало, стремиться самому соответствовать. Тогда все будет хорошо.

Выросли достойными людьми

— Мне всегда очень легко отвечать на вопрос про поступок, которым горжусь, — поделился Андрей Худык. — Я создал крепкую семью, воспитал двух сыновей. Как отец, радуюсь, что у них есть чувство долга, ответственность, любовь к родной стране.

Камертон совести

— Мы, как и другие госорганы, служим во благо нашей страны и нашего народа, — убежден глава природоохранного ведомства. — Насколько каждый из нас добросовестно исполняет свои служебные обязанности? Ответ на этот вопрос мы держим не только перед руководством, но и перед совестью.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter