Президент подписал Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Документом вносятся изменения в Указ № 551 от 28 ноября 2005 года, которым были утверждены Правила дорожного движения.
Итак, какие изменения ждут участников дорожного движения.
Одно из новшеств касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств. Для них введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности» и определен порядок использования. Передвигаться на таких устройствах необходимо будет по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.
Скоростные лимиты на трассах
Согласно указу оптимизируются скоростные лимиты в отношении транспортных средств. Так, закрепляется возможность передвижения вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов — не выше 100 км/ч.
Новый дорожный знак
Указом вводится новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». При его наличии скорость движения транспортных средств по определенным территориям, например, в зоне плотной жилой застройки ограничивается 30 км/ч. Подобные зоны широко применяются в мировой практике. Их использование позволяет обеспечить безопасность дорожного движения без установки дополнительных знаков, ограничивающих скоростной режим, и искусственных неровностей.
Преимущества для пешеходов. Запрет на пьяных пассажиров
В целях повышения безопасности дорожного движения уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составило не менее двух полос движения (при их наличии).
Кроме того, запрещается перевозить пассажиров, заведомо находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.
Ближний свет фар. Что изменилось?
Также устанавливается обязанность водителей в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. Таким образом в Правилах дорожного движения закрепляются ежегодно проводимые ГАИ акции, приуроченные к началу и окончанию учебного года.
Велосипедистам можно не спешиваться
Совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. Закрепляется обязанность их передвижения вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Исключение будут составлять случаи движения по велосипедной дорожке.
Пересекать проезжую часть велосипедист будет обязан по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедист вправе не спешиваться.
Полоса для общественного транспорта? Электромобилям тоже можно
Ряд мер направлен на стимулирование использования электротранспорта. Среди них — возможность проезда электромобилей по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, обеспечение доступности электрозарядной инфраструктуры и другие.
Предусмотренные изменения вступают в действие через шесть месяцев после официального опубликования указа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вадим Гаркун, начальник главного управления ГАИ МВД:
— Подписание указа — очень важное событие. Необходимость его лежит на поверхности: бурное развитие технического прогресса, возникновение новых видов транспортных средств и устройств требуют совершенствования правил и норм, которые регулируют общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Сотрудники главного управления ГАИ МВД постоянно проводят работу по изучению, обобщению существующих норм с учетом мирового опыта, ситуации, которая складывается в дорожно-уличной сети нашей страны. Мы вырабатывали предложения по совершенствованию правил дорожного движения, обсуждали их с экспертами, органами государственного управления. Принятие указа стало итогом этой кропотливой и длительной работы. Уверен, что благодаря этому наши дороги станут более безопасными, удобными и комфортными для всех участников дорожного движения. Ведь целью новелл, содержащихся в указе, в первую очередь является повышение безопасности дорожного движения, а также снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий. Для этого в Правила дорожного движения внесен перечень новых терминов и определений, ряд корректирующих поправок, которые сделают их более простыми и понятными. Кроме того, указ предусматривает перечень норм для стимуляции развития электротранспорта.