Преступные действия Варшавы
В октябре прошлого года Польша приняла закон о строительстве заградительного забора, который проходит через территорию Национального парка «Беловежская пуща». В этом документе есть пункт 6, в соответствии с которым на данное сооружение не распространяются никакие нормативные правовые акты (!), в том числе и природоохранные. Между тем Беловежская пуща имеет статус всемирного наследия ЮНЕСКО, ее трансграничная площадь — 141 885 га.Дмитрий Груммо, директор Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН, кандидат биологических наук, говорит вот что:
— Беловежская пуща является последним в Европе крупным массивом первобытного леса. Благодаря многовековой природоохранной политике здесь все сохранилось в своем естественном состоянии до наших дней. Старовозрастные леса представлены обширными нетронутыми участками, где протекают естественные природные процессы. Большая и целостная территория поддерживает полные пищевые цепи, включая жизнеспособные популяции крупных копытных и хищников. Благодаря своим размерам, охранному статусу и практически нетронутой природе пуща является уникальной территорией для сохранения биоразнообразия в мировом масштабе.
Но мнения ученых, государственных природоохранных и общественных организаций двух стран официальная Варшава вообще не учитывает. Все делается в угоду бездумной политике.
Разделять не значит властвовать
Колючего забора польским властям показалось мало, и с 25 января этого года началось строительство нового пограничного заградительного сооружения. При этом ни строительная, ни экологическая экспертиза не была проведена. Возникает резонный вопрос: почему? Очевидно, европейские власти и сами понимают, что эти действия незаконны, поэтому и не допускают возможности оценить ущерб для ценных природных экосистем Беловежской пущи. Забор возводится вопреки принятым международным обязательствам. Кроме того, технические характеристики сооружения не представлены в свободном доступе. Где обязательная открытая информация, господа из Брюсселя?Для «европейской стены» нужно вырубить реликтовые леса на польской стороне, построить дороги для перевозки стройматериалов. А многие участки находятся вблизи водотоков (участки рек Нарев, Гвозна, Наревка, Лесная Правая и другие), поэтому вред от такой «деятельности» огромный. Тем не менее это не останавливает наших соседей.
Дмитрий Геннадьевич обеспокоен текущей ситуацией:
— Возведение Республикой Польша заградительных сооружений, разделяющих единый трансграничный природный комплекс, приведет к блокированию путей миграций и сезонных перемещений животных, изоляции групп крупных млекопитающих и обеднению их генофонда. Забором будет разделена самая большая в мире популяция зубра, а также рыси, волка. Ограждение остановит расселение медведей и восстановление лесных экосистем. Такие изменения могут привести к сокращению или даже исчезновению как редких видов, так и целых популяций животных и растений.
Высока вероятность гибели в приграничной полосе ценных старовозрастных широколиственных и черноольховых лесов, деградации заболоченных территорий и водно-болотных угодий.
Польша нарушает международные обязательства: власти не провели консультации и не уведомили Центр всемирного наследия о своей деятельностиИскусственное разделение Беловежской пущи может привести к неоценимым природным утратам. Дмитрий Груммо прогнозирует:
— Если польская сторона продолжит строительство заграждения без проведения всех необходимых процедур, Центром всемирного наследия может быть принято решение о направлении на территорию объекта реактивной миссии экспертов для оценки реальных угроз. В этом случае весьма вероятно внесение пущи как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и затем исключение из числа объектов всемирного наследия.
Политика на клеточном уровне
В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды вместе с Национальной академией наук Беларуси рассчитали сумму потенциального вреда, который будет причинен окружающей среде в случае завершения данного строительства, — почти 52 млн рублей (около 20 млн долларов). И еще одна цифра — польский забор уничтожит живой напочвенный покров Беловежской пущи на территории 1,4 млн кв. метров.Василий Руденик, заместитель начальника главного управления — начальник управления контроля за работой природоохранного комплекса, лесохозяйственной отрасли и проблем Чернобыля КГК, с возмущением говорит, что эта масштабная стройка идет сейчас вовсю:
— Для стены нужно 11 200 столбов, а сваи загоняют не менее чем на 2 метра. Для этого бурят отверстия, в которые заливают армированный бетон. Между сваями проводят раскопку для ленточного фундамента.
Кроме ощутимого финансового вреда, есть и другой, не менее важный аспект. Сейчас весна, это период гнездования, идут отелы у копытных, брачный период у хищников. Научные сотрудники — и наши, и польские — бьют тревогу.
Василий Иванович рассказал, что в пуще находится устойчивая чипированная популяция рыси, ученые отслеживают перемещения этих животных. Потомство рысь дает на белорусской стороне, затем с подросшими котятами переходит на польскую. С пятиметровым забором, вверху которого натянута колючая проволока, о такой миграции придется забыть.
Начальник управления эмоционально продолжает:
— Для себя я оцениваю это как строительство клетки в зоопарке, которую они (польские власти) сделали для самих себя. Пусть огораживаются и живут в ней.
Стена противостояния
Политолог Петр Петровский считает, что объяснение происходящему только одно — строится стена по типу Берлинской в отношении евразийского пространства, коллективного Востока:— С 2008 года на Западе существует экономический кризис, поэтому для самосохранения власти выбирают путь агрессии, конфронтации в отношении своих оппонентов, коими видят Беларусь, Россию, Китай, то есть страны так называемого формирующегося коллективного Востока. Сейчас создается биполярный мир, элиты Запада видят возможность сохранения лидерства и господства в мире только посредством жесткого противостояния, закрытия границ, рынков, введения санкций и, как отдельный элемент, строительства этой европейской стены. По их мнению, это один из инструментов противостояния.
Комментируя вопрос о затратах, которые идут на широкомасштабное строительство (а это обойдется европейским налогоплательщикам в 400 млн долларов), Петр Петровский отмечает, что элиты стран ЕС совершенно не рассматривают вопрос о высоком уровне жизни своих граждан:
— У них сегодня стоит обратная задача — понизить этот уровень. Там прекрасно понимают, что экономика ЕС, как и рабочая сила, не конкурентоспособна по отношению к китайской. С одной стороны, без введения ограничений, санкций они не могут с ней соперничать. С другой — они пытаются демпинговать через удешевление рабочей силы, понижение уровня благосостояния собственных граждан. Проект постройки стены является идеологическим инструментом, это символ борьбы, которым можно консолидировать свое общество, создав образ врага.
Эксперт уверен, что стена — это символ попытки ликвидировать проект «Один пояс, один путь». Европейский союз сегодня зависит от Китая во многих сферах, включая технологические цепочки, рынок, да и в целом экономическое взаимодействие. Петр Сергеевич утверждает, что для США и Великобритании сегодня важно оторвать ЕС от Евразии, жестко подчинить иерархии Североатлантического альянса и коллективного Запада. Стимулирование строительства европейской стены и является таким инструментом.
infong@sb.by