Визитной карточкой Постав принято считать красивую архитектуру времен графа Тызенгауза: здесь и очаровательная застройка главной площади XVIII — XIX веков, и романтичный дворец. Но это все история. Современный облик города изо дня в день формируют обычные люди, такие как Елена Букатая. За последние четверть века она приложила руку ко многим построенным в Поставах зданиям. И это не просто красивая метафора: Елена Ивановна трудится штукатуром, вернее, «служит красоте», как сама выражается. Сейчас руководит бригадой дочернего коммунального унитарного аграрно‑строительного предприятия «Рассвет Поставский». С недавних пор эта улыбчивая женщина — еще и местная знаменитость, многие горожане ее знают в лицо: портрет «Человека года Витебщины» украшает одну из центральных улиц. Героиню мы застали в поликлинике, где как раз в разгаре ремонтные работы — штукатуры трудятся над идеально белыми стенами. Во сколько начался рабочий день?
— С восьми утра. Сейчас зима, работы меньше, и в основном это ремонты. А мы их, если честно, не очень любим, все‑таки привыкли к штукатурке... Зато летом, когда сдаются дома и много работы, бывает, и до восьми вечера проводим на объектах. Работаем и в субботу. Мы шутим: что зимой отдохнешь, то и отдохнул.
— Мои работы — это самое интересное! Реставрировала стеклянный стол, плитку на него положила — получилась очень удобная вещь. Сделала почтовый ящик в виде домика, два года простоял — хоть бы что ему. Смотрите, какой интересный: за комин (дымоход. — О.П.) берете и открываете — я его в газете увидела, очень понравился. Вот картина из коры, здесь парящая чаша, а тут моя новая отделка стены в виде кирпичей.
Елена Ивановна улыбается: многим ремонты не по душе, а она очень их любит. Правда, шутит: еще бы кто‑нибудь убирал, когда делаешь ремонт у себя дома! Это же самое сложное!
Пряник в Лынтупы приведет
Прошлым летом у Поставщины появилась вкусная фишка — из забытья вернулся лынтупский пряник, история которого насчитывает более 500 лет! А все благодаря краеведу из приграничного с Литвой поселка Лынтупы Алесю Гарбулю, который подбил на кулинарный эксперимент свою племянницу Юлию.
— Я бухгалтер по образованию, но стало скучно, и занялась еще и выпечкой, — улыбается Юля, с которой мы встретились на кухне ее поставской квартиры. — Предложение дяди заинтересовало. Я с 12 лет возилась на кухне с тортиками и пирожными, с кондитерским делом дружу, поэтому несложно было понять основные моменты выпечки пряника. Конечно, мы немножко поиграли с рецептом. Но я же сама коренная лынтупчанка, помню вкус этого лакомства, которое всегда продавали в конце июля на праздник святой Анны — в Лынтупах костел, история которого тесно связана с пряником.
Более того, уточняет Алесь, известен даже год рождения лынтупского пряника — 1440‑й. После убийства князя Сигизмунда Кейстутовича со стороны нового правителя нависла угроза не только над всем ВКЛ, но и над семьей виленского воеводы Яна Довгерда, который был среди заговорщиков, а потом укрывался в родовом имении в Лынтупах. Спасла ситуацию его жена Анна, которая провела несколько дней и ночей на кухне и создала кулинарный шедевр, впоследствии названный старолынтупским пряником. Его она и подала на золотом подносе во время званого ужина по случаю прибытия нового монарха — 13‑летнего польского королевича Казимира, младшего сына Ягайло, который должен был стать польским представителем, лишив ВКЛ самостоятельности. Пока королевич наслаждался вкусом пряников, Анна в красках рассказывала об охотничьих приключениях на лынтупских землях его деда Гедимина и дяди Витовта. Под впечатлением Казимир согласился отправиться на охоту, во время которой Анна все время ему что‑то нашептывала, в итоге охотники даже не заметили, как королевич отстал. Вскоре тот в сопровождении Яна Довгерда уже мчался в Вильню, где их ждали князья и бояре, собранные Яном Гаштольдом.
«На другi дзень, 12 лiпеня 1440 года, 13‑гадовы каралевiч Казiмiр Ягайлавiч насуперак волi караля i сенатараў Каралеўства Польскага, чальцамi найвышэйшай панскай Рады Вялiкага Княства Лiтоўскага быў абвешчаны вялiкiм князем Лiтоўскiм, Рускiм i Жамойцкiм. Так першы лынтупскi пернiк захаваў незалежнасць нашай дзяржавы i забяспечыў бяспечнае становiшча ўсёй сям’i Доўгердаў, бо новы вялiкi князь дараваў вiленскаму ваяводзе ўсе правiны перад каронай i заставiў яго на ранейшых высокiх дзяржаўных пасадах», — подытоживает Алесь Гарбуль.
В 1459 году сын Довгердов Андрей построил в Лынтупах костел и наказал в честь мамы и ее покровительницы Святой Анны в последнее воскресенье июля проводить здесь праздник, на котором и раздавали знаменитые пряники. Правда, к простым людям они попали в упрощенном виде — с чуть меньшим количеством специй и орехов, а единственное изменение в рецепте уже в начале XVI века сделала внучка Анны, заменив овсяную муку на пшеничную. Так появился новолынтупский пряник, который дошел и до наших дней.
— Кто‑то помнит этот пряник, кто‑то нет, — продолжает Юля. — Темный пряник, старолынтупский, наше поколение уже точно не помнит. В основном привозили светлые. У них особенно сложный рецепт, я долго над ним мучилась. Кстати, именно традиционный, в честь святой Анны, — в виде сердца и розовый. Для цвета в него добавляли сок клюквы, малины, свеклы.
Сначала пряник презентовали в Поставах на международном фестивале народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк», а затем и на его исторической родине — в Лынтупах. Все секреты рецептуры Юля не раскрывает, но нам призналась, что ей самой больше по вкусу все‑таки старолынтупский — он не такой сладкий, более ароматный. Да и людям темный пряник тоже больше приглянулся, стали заказывать на другие праздники. Светлый пока интересен скорее лынтупчанам, для которых в выпечке к чаю — целая история.
Забытые страницы истории
Среди версий происхождения названия города можно услышать и такую. В этой местности оставили след многочисленные военные события, жителям то и дело приходилось жить «по уставу». И особое место на Поставщине у Первой мировой войны, когда город оказался на передовой. О забытых страницах тех лет горожане узнают все больше по фотографиям Андрея Мацура. Но, сделав фотовыставку к 100‑летию начала войны, поставчанин задумался: а что дальше? Ответом на вопрос стал проект «Западный рубеж», волонтеры которого уже четыре года восстанавливают в районе места захоронений солдат русской и немецкой армий.
В Дворчанах заросшую территорию волонтеры не просто очистили от кустарников и мусора — кресты приходилось откапывать, ведь в поле зрения была лишь треть. Остальные валялись в земле, в бороздах огорода. Андрей, который сейчас работает еще и над книгой‑фотоальбомом об отношении к истории Первой мировой на территории Беларуси, поясняет:
— В 20 — 30‑х годах прошлого века поляки за деньги Красного Креста и немецкие средства благоустраивали немецкие военные захоронения на территории Западной Беларуси, которая в то время входила в состав Польши. Действовали они по принципу укрупнения: к большим кладбищам присоединяли меньшие. Когда в апреле 2015 года мы озвучили в исполкоме свою инициативу о благоустройстве таких территорий, нас поддержали. Сейчас практически все объекты Первой мировой войны взяты в районе на учет, под охрану государства, и это тоже с нашей подачи.
Не менее интересная картина предстает перед нами недалеко от деревни Дуки. Здесь лесная дорога с деревянным мостом ведет к бетонным дотам, которые волонтеры восстанавливают с расчетом сделать музей под открытым небом. В сентябре прошлого года здесь их усилиями, а также местных властей уже организовали первое масштабное мероприятие — военно‑историческую реконструкцию реальных событий Первой мировой. В этих местах в период так называемой стабилизации шли ожесточенные бои, но, по словам Андрея, сохранились только немецкие доты. Так как армия противника окопалась на два года, солдаты, обустраивая быт, возводили и серьезные оборонительные сооружения. В то время как русская армия рассчитывала быстро прогнать врага со своей земли:
— На очень небольшой территории сконцентрировано много бетонных сооружений, часть мы уже соединили окопами, как это было на конец 1916‑го — начало 1917 года. Эти окопы были высотой в человеческий рост, укрепленные бревнами. Пока открыли три дота, но рядом еще пять, как только закончим — такого в Беларуси больше нигде не будет. Кстати, эта гора у немцев называлась «Постен хохе» — «постовая высота», но есть версия, что это название могло быть связано и с населенным пунктом.
Искать захоронения наших солдат приходится при помощи архивов, фотоматериалов, предоставленных коллекционерами и исследователями, среди которых больше всех волонтерам помогает Владимир Богданов. Возвращают из забытья захоронения наших солдат волонтеры «Западного рубежа» в компании военных 52‑го отдельного специального поискового батальона. Работа тяжелая, ведь хоронили погибших на глубине полутора‑двух метров. В июне прошлого года в деревне Маньковичи обнаружили останки 106 русских солдат и нескольких немецких. Причем случай, подчеркивает Андрей, беспрецедентный: удалось сразу установить личности трех русских погибших, хотя жетонов тогда не было — имена сохранились на бумажках, которые пролежали столетие в гильзах.
На сцене — «Каскад»
Скоро 8 Марта, и на сцене Дома культуры в самом разгаре репетиция образцовой цирковой студии «Каскад». Без выступления этого детского коллектива в городе не обходится ни один праздничный концерт, а уж подарок для мам — и вовсе святое. Возможность осваивать акробатические трюки у поставских мальчишек и девчонок появилась всего 13 лет назад, когда свою цирковую студию здесь открыли уроженцы соседней Шарковщины Алена и Валентин Диль. В городе идею приняли сразу. И сейчас супруги в этой атмосфере воспитывают не только своих четверых детей, но и десятки местных артистов.
Сейчас в «Каскаде» занимаются около 50 поставчан от 5 до 16 лет, которые разделены на три возрастные группы. За годы работы студии ее артисты побывали на многих концертных площадках, в том числе «Славянского базара».
А выпускники первого набора уже приводят на занятия к Алене своих детей. Это, улыбается преподаватель, и объясняет название студии: в базовом элементе, с которого начинают учить жонглированию, мячи тоже возвращаются по кругу.
— Мы с мужем познакомились в небольшом цирковом кружке в Шарковщине, дружили все детство. Сначала он тоже преподавал, но потом гастролировал по Южной Корее, Тайваню, Испании, жонглировал и эквилибрировал на лестнице. В это время занятия начала вести я сама, так и втянулась.
Профиль Алены — воздушная гимнастика в кольце и на кардепарели, пластический этюд, работа с хулахупами и на моноциклах. Говорит, научилась многому, в итоге есть сейчас что показать и рассказать подрастающим артистам. Что мы и наблюдаем в младшей группе, где в основном первоклашки и второклашки делают первые неуверенные цирковые шаги. Под потолком на красном полотне упражняется воздушная гимнастка Вика Пронько из старших: пришла пораньше, чтобы отрепетировать свой сольный номер. Малыши наблюдают открыв рот: мол, тоже так хотим. Но пока рано: прежде чем подняться в воздух, нужно много и упорно тренироваться. Когда становятся постарше, их в зависимости от успехов разделяют по жанрам. Кто знает, возможно, именно из этой студии выйдут артисты, которые прославят Поставы на весь мир.
pasiyak@sb.by