2 марта маэстро исполнилось 80 лет. «ТН» поздравила Вячеслава Михайловича с юбилеем и попросила рассказать о главном — созданных им шедеврах для звезд театра, эстрады, спорта.
— У меня было много потрясающих встреч. С большим трепетом работал с Любовью Петровной Орловой, Клавдией Ивановной Шульженко, Марией Ивановной Бабановой. Мои музы и по сей день — Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Марина Неелова. Галина Волчек говорит, что мои вещи она никому не дарит, потому что они вне моды, в них чувствуется стиль и согревающая энергия. Алле Пугачевой для конкурса песни в Сопоте я сшил балахон, который стал визитной карточкой звезды. Дмитрий Хворостовский пел в созданном мной костюме с сюртуком из жаккарда. Дима предпочитал классику и черно-белую гамму. Костюмы на нем сидели прекрасно, плечо и пояс были замечательные, линия талии подчеркнута — певец всегда выглядел элегантно.
Андрей Миронов: последний костюм Актера
Вы видите одну из моих первых и любимых работ для театра. «Ажурный» спектакль «Женитьба Фигаро» в Театре сатиры потребовал «воздушных» костюмов. Во время гастролей Театра сатиры в Болгарии кричали «Браво, Миронов!» и еще «Браво, Зайцев!». Знаменитый костюм Фигаро с маленькими зеркальцами и колет, расшитый золотом, помнят, как мне кажется, разные поколения зрителей, а кто не помнит, может посмотреть спектакль в записи. В костюме Фигаро Андрей Миронов умер на сцене, в этом костюме его и похоронили.
Тамара Гвердцители: яркая тема
Тамара любит декорированные туалеты. Я постарался сделать для нее красивое концертное платье из атласа с цветочным принтом и ярким орнаментом. Тамара добавила декоративные элементы к этому наряду и выступала в нем на концерте, посвященном моему 75-летию.
Эдита Пьеха: Цветы-броши
Когда Эдита пришла ко мне, она была уже популярной певицей со своим состоявшимся стилем. И я попробовал этот стиль дополнить. Декоративные цветы-броши на ее нарядах стали узнаваемыми. С Эдитой я работал очень много и плодотворно.
Вера Васильева: наряд для графини
С Верой Кузьминичной мы познакомились в Театре сатиры, когда я создавал костюмы для спектакля «Женитьба Фигаро». Тогда она была уже известной актрисой, лауреатом различных премий, и я, честно сказать, очень стеснялся, работая с ней. Мне нужно сделать ей декольте, а я стушевался: боюсь дотронуться до ее груди и все тут! Почувствов это, она взяла меня за руку, поднесла к нужному месту и, смеясь, сказала: «Славочка, не стесняйся, режь!» По сей день мы остаемся большими друзьями. Я рад, что удалось создать еще один интересный сценический образ для Веры Кузьминичны — графини в «Пиковой даме» в Малом театре. В одноименной повести Пушкина графиня приезжает на бал в роскошном платье, в белом пудреном парике — так она одевалась во времена молодости, когда ее называли «Московской Венерой». И я постарался сделать пышный костюм, который бы притягивал взгляды зрителей.
Наталья Бестемьянова: сдержанная театральность
Я с детства любил фигурное катание, а в институте мечтал сделать костюмы для артистов балета на льду в качестве выпускной дипломной работы. Но декан меня недолюбливал, поэтому дал другую, не очень интересную тему. Однако спустя годы моя мечта воплотилась. Сначала я сшил костюм для произвольной программы Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова на Олимпиаде в Сараево, а с 1982 года создавал костюмы для пары Наталья Бестемьянова — Андрей Букин. Юбка — важнейшая деталь костюма — подбирается сложно. В спорте есть правило, согласно которому костюм не должен быть слишком театральным.
Татьяна Тарасова, Вячеслав Зайцев и Наталья Бестемьянова, с которой кутюрье работал с 1982 года
Надежда Бабкина: черно-белый выход
К сорокалетию театра «Русская песня» Надежда попросила меня сшить костюмы в черно-белой гамме. Это было неожиданно и очень интересно. Костюм каждого артиста индивидуален. Декор — черное и белое кружево, бисер, жемчуг, вышивка. На открытии Недели моды — 2017 в Москве Надя сделала дизайнерам музыкальный подарок. Перед началом дефиле она вышла на подиум со своим ансамблем и исполнила песню «Зорька алая».
Подготовила Кира БУРЕНИНА