Зонтик на двоих

К российским военным базам на территории Беларуси сегодня повышенное внимание. Как российских и белорусских политиков, так и мирового сообщества. Вопрос действительно того заслуживает.

Казалось бы, речь идет всего о двух военно-технических объектах Вооруженных сил РФ в Республике Беларусь. 
Радиолокационная станция (РЛС) «Волга» Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН),  кратко именуемая в военной среде  «Узел Барановичи», структурно входит в состав Космических войск РФ. Станция развернута на площади свыше 200 гектаров  в районе поселка Ганцевичи  (48 километров юго-восточнее г. Барановичи).  Ее работу обеспечивают две тысячи российских военнослужащих и местный гражданский персонал (примерно 15 процентов от общего штата). 
В боевой состав Космических войск России РЛС принята в 2002 году. Станция включена в СПРН и замыкается на так называемый «ядерный чемоданчик» Президента России.  Основная задача «Волги» – обнаружение баллистических ракет и космических объектов «предполагаемого противника», а также контроль над районами патрулирования атомных подводных лодок США и НАТО с баллистическими ракетами «Трайдент» в Северной Атлантике и Норвежском море.
После того как станция была поставлена на боевое дежурство, примерно на 85 процентов удалось заделать ту брешь в обороне,  которая возникла после закрытия РЛС в Скрунде (Латвия).  Было не только восстановлено единое радиолокационное поле на ракетоопасных западном и северо-западном направлениях,  но и повышена эффективность СПРН в целом. Которая совместно с системой контроля космического пространства  и средствами  противоракетной обороны должна обеспечить ракетно-космическую оборону страны. 
Станция СПРН под Барановичами интегрирована в фактически уже   созданную единую систему ПВО Союзного государства, своеобразного противоракетного зонтика. Информация с «Волги» систематически поступает  в систему боевого управления  ВВС и ПВО Беларуси. Таким образом, она  де-факто является элементом региональной российско-белорусской группировки войск.    Уже на данном этапе строительства Союзного государства можно говорить о том, что РЛС «Волга» обеспечивает стратегическую безопасность не только России,  но и Республики Беларусь.
Другой объект – 43-й  узел связи  российского ВМФ «Вилейка» (или радиостанция «Антей») расположен в десяти километрах от одноименного райцентра Минской области.  Открыт он был в начале 1964 года.  Обеспечивает как прямую, так и обратную связь Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками,  несущими боевое дежурство в Атлантическом,  Индийском и частично в Тихом океанах.  Площадь занимает немалую – 650 гектаров. В ближайшие  три-четыре года станция будет модернизирована. Объект обслуживают  350 офицеров и мичманов ВМФ России, а также вольнонаемные граждане  Беларуси, осуществляющие военизированную охрану.
Необходимость содержания именно здесь такого объекта вызвана тем, что связаться напрямую из Москвы с командиром подводной лодки,  находящейся в отдаленном районе Мирового океана,  очень затруднительно, а подчас  просто невозможно. Для устойчивой связи необходим ретранслирующий усилитель сигнала,  каковым и является радиостанция «Антей». Подобные объекты имеют и имели те страны, у кого есть или был серьезный подводный флот.
Например,  в период Второй мировой войны германский гросс-адмирал Карл Дениц  управлял по радио «волчьими стаями» немецких  подлодок в Атлантике,  используя в качестве ретранслятора Эйфелеву башню в Париже,  а США давно построили и постоянно модернизируют несколько станций дальней связи ВМС на территории стран НАТО и Японии.      
Статус и деятельность военных объектов России на территории Беларуси определены соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года,  согласно которому все недвижимое имущество РЛС «Волга» («Узел Барановичи») и объекта «Вилейка», равно как и земельные участки под ними,  переданы российской стороне в долговременное пользование сроком на 25 лет без взимания всех видов налогов, без оплаты аренды земли.
Руководство Беларуси также не взимает плату за использование каналов связи.  Однако не надо думать о том,  что российские военные  используют территорию братской страны лишь для собственной выгоды. РЛС «Волга» фактически прикрывает и Беларусь. Кроме того, Россия на безвозмездной основе  регулярно организует для войск ПВО Беларуси ракетные стрельбы на полигоне Ашулук в Астраханской области. 
Серьезные аналитики в Минске убеждены,  что тема российского военного присутствия извлекается западными политиками из пыльного чулана всякий раз,  когда надо чем-то навредить отношениям двух братских стран. Белорусские военные давно поняли спекулятивную природу этих чисто пиаровских приемов. Да и граждане тоже уже разобрались, что к чему.

       С-300 против GBI

Польские политики под любым предлогом пытаются оправдать размещение американских противоракет на своей земле.

Из Варшавы позвонил товарищ:
– Виктор, скажи, куда достает ваша С-300, размещенная в Беларуси?
– Во-первых, это не наш комплекс, а белорусский. А тактико-технические данные этой системы ты можешь найти в Интернете. Ракета комплекса С-300ПС может сбивать самолеты на дальности в 150 километров, а  баллистические ракеты – на расстоянии в 28-38 километров.
– Нет, ты не понял, – перебил меня собеседник. – Я спрашиваю, до каких городов в нашей стране они могут доставать?
Теперь не понял я.
– Как могут «доставать» до каких-то городов или населенных пунктов ракеты зенитно-ракетного комплекса? Они предназначены для стрельбы по воздушным целям. По земле стрелять не могут. Конечно, если какая-то из них из-за аварии по непонятной причине вдруг упадет на землю, то неприятности может наделать. Но это будет не прицельный пуск, и на моей памяти подобных происшествий не было…
– А почему тогда, – удивился собеседник, – у нас все говорят, что русская С-300 в Беларуси угрожает Польше?
–  Может, потому что хотят оправдать размещение на территории вашей страны американских наземных ракет-перехватчиков Ground-Based Interceptor (GBI)? Но они никакого отношения к С-300 не имеют. Ракеты русского комплекса не могут залететь в Польшу даже по ошибке. Они размещены под Барановичами дальше, чем за 150 километров от вашей границы…
Такой вот случился разговор. Да и раньше приходилось  неоднократно сталкиваться с сомнительными утверждениями, что военное сотрудничество Москвы и Минска угрожает третьим странам. Сейчас их заметно прибавилось.
Да, у России и Беларуси есть программа такого сотрудничества. Как и у Варшавы с Брюсселем или с Вашингтоном. Две наши страны являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда кроме них входят также Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Гарантией их безопасности являются в том числе и российские стратегические ракеты. В Договоре ОДКБ есть соответствующий пункт, как и в Североатлантическом договоре.
Ракет этих у Москвы на сегодняшний день 771, они способны нести
3319 ядерных боезарядов. Но ОДКБ не противостоит НАТО, а наоборот, регулярно предлагает Брюсселю помощь в борьбе с международным терроризмом, распространением ракетных технологий, оружия массового поражения, наркотиков и незаконной миграции. Брюссель отказывается, предпочитает двусторонние связи со странами ОДКБ.
Москва и Минск сейчас создают объединенную систему ПВО. Любой самолет или ракета, оказавшаяся в зоне контроля белорусской системы ПВО,  тут же попадает на радары российской европейской системы. И в подмосковном поселке Заря, где расположен Центральный командный пункт объединенной системы ПВО, примут решение, что делать с этим самолетом или ракетой.
 Но такое же решение могут принять и в Минске или в Барановичах, где расположено Западное оперативно-тактическое командование ВВС и ПВО Беларуси, или в Гвардейске Калининградской области, где дислоцируется КП ВВС и ПВО Балтийского флота России. Все в зависимости от того, что за цель появилась на экране локатора, куда она направляется и чем может угрожать той или иной стране.
Известно, что в литовском Шяуляе дислоцируются четыре многоцелевых истребителя НАТО F-16. Они могут нести ядерные бомбы, а всего в Европе на базах Альянса имеются, по разным данным, от 150 до 200 американских авиационных атомных бомб свободного падения В61-11. Эти бомбы представляют для России и Беларуси серьезную опасность. Многоцелевому истребителю F-16 лететь от Шяуляя до Смоленска или до Минска считанные минуты. Так что объединенной системе ПВО есть чем заняться. И дивизион С-300ПС, размещенный в районе Барановичей или в другом районе Беларуси, тут совсем не лишний. 
Сегодня говорят о размещении на территории Польши десяти американских ракет-перехватчиков Ground-Based Interceptor (GBI). Мол, США, прикрываясь выдуманной «ракетной опасностью со стороны Ирана и Северной Кореи», хотят защититься этими ракетами от российских «стратегов», размещенных в европейской части страны.
Конечно, эти GBI военной угрозы для России не представляют. Они по своим тактико-техническим характеристикам не смогут достать наши стратегические ракеты, которые, к примеру, будут стартовать из района Южного Урала или с Алтая. И полетят не через Европу, а через Северный полюс.
Другое дело, что GBI будут угрожать самой Польше. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: в случае обмена ядерными ударами, хотя такой сценарий маловероятен, но не учитывать его генералы не могут, – первый удар будет нанесен по системам защиты. В том числе, возможно, и по «польским» GBI. О чем, кстати, говорит и  начальник Генштаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский.
Размещать у себя Ground-Based Interceptor или не размещать – это внутреннее дело поляков. Хочет польское правительство принести свою страну в жертву американским эгоистическим интересам, хочет  жить под прицелом чужих ракет, – Бог ему судья. Это, в конце концов,  выбор поляков.
Что же касается зенитно-ракетного комплекса С-300ПС в Беларуси, то он под категорию баллистических ракет не подпадает. Он только фрагмент военного сотрудничества двух стран и защищает национальные интересы  дружественных государств-союзников.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter