«Знаю, где окажусь после окончания вуза»: репортаж с приемной кампании для целевиков-педагогов

В стенах Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка ажиотаж: получают дипломы уже завтрашние учителя, школьники пришли на экскурсию, чтобы ознакомиться с ведущим педвузом страны. Особенно волнительная пора наступила у вчерашних выпускников. Сегодня те из них, кто решил поступать по целевому направлению, приехали подавать документы. 

«ЦТ не сдавала, уверена, что поступлю»

Среди поступающих лидчанка Эмилия Шишко. Девушка встала в пять утра, чтобы вместе с мамой приехать в вуз к началу работы приемной комиссии. В руках паспорт, заполненные бланки и аттестат об окончании родной лидской средней школы № 4, куда Эмилия планирует вернуться уже будучи дипломированным специалистом после окончания университета.

— В школе давно есть интегрированные классы, есть отдельные группы, где обучаются дети с аутизмом. Будучи волонтером и Красного Креста, и БРСМ, работала с такими ребятами. И так как наш 11-й класс находился с ними в одном крыле, то мы постоянно соприкасались, играли с этими детками, где-то помогали при необходимости. Благодаря этому опыту и решила, что хочу стать логопедом.


Готовиться к поступлению девушка начала полгода назад. Решила сделать упор на устный экзамен и тщательно изучила 100 вопросов, которые могут быть в билете. Результаты по ЦЭ выше среднего, а вот ЦТ не сдавала совсем:

— Он нужен в том случае, если не проходишь на условиях целевой подготовки. Это как подстраховка в случае неудачи. Однако я уверена в своих силах, целенаправленно готовилась, чтобы стать студенткой именно Института инклюзивного образования.

«Обзвонила 48 школ»

Анастасия Коровацкая приехала вместе с родителями из Постав. Девушка, чтобы не думать-не гадать, где она окажется после окончания учебы, взяла судьбу в свои руки и вырвала себе счастливый билет. Им стало целевое направление в минскую среднюю школу № 174. Через четыре года Настя придет работать сюда учителем начальных классов.

— Прежде чем получить утвердительный ответ, я обзвонила 48 минских школ, — рассказывает Анастасия. — В Минске у меня живут родственники в микрорайоне Малиновка, поэтому тот район мне знаком. Упор я делала на школы, расположенные там. И администрация одной из 48 школ меня пригласила на собеседование.


Родители, о том, что «проворачивает» дочь за их спиной, не знали.

— Она у нас всегда была самостоятельная, — говорит папа Павел Коровацкий. — Мы с женой воспитывали своих детей, чтобы они были сами себе опорой, знали, чего хотят, и добивались этого. Первый шаг к цели «остаться в Минске» Настя сделала. Мы уверены, что с ее целеустремленностью она станет студенткой и выбранная профессия принесет ей удовольствие.

Устный экзамен и ограничение по баллу аттестата

В этом году в БГПУ выделено 357 целевых мест. Больше всего — в Институте инклюзивного образования — 72 и на факультете начального образования — 71.

— Мы принимаем целевиков на 20 специальностей, 7 из которых вошли в перечень наиболее востребованных экономикой. Среди них — «дошкольное образование», «начальное образование», «физико-математическое образование», «филологическое образование», «природоведческое образование» и «историческое образование». Также в этом году в перечень вошла специальность «специальное инклюзивное образование». Для вышеперечисленных специальностей ограничений по среднему баллу аттестата нет, в то время как для всех остальных он равен 7, — рассказывает первый заместитель председателя приемной комиссии, проректор по учебной работе, доцент, кандидат педагогических наук БГПУ Александр Маковчик.


 С 4 по 10 июля целевики сдадут устный экзамен по одному из предметов, необходимых для поступления на желаемую специальность. Это биология, русская и белорусская литературы, всемирная история, физическая культура и творчество.

— После сдачи экзамена суммируются оценка за экзамен и балл аттестата, после чего мы анализируем эти данные и выстраиваем рейтинг поступающих к нам на условиях целевой подготовки. В том, что вступительная кампания для целевиком вынесена за рамки основного приема, есть большое преимущество. Оно заключается в том, что абитуриент может попробовать поступить и в качестве целевика, если же что-то пойдет не так, есть возможность пойти по общему конкурсу. При условии что сданы ЦЭ и ЦТ, — подчеркивает Александр Васильевич.

В целевики — без экзаменов

Подают документы в БГПУ и выпускники педклассов. Для них в этом году предусмотрена возможность стать студентом на условиях целевой подготовки без вступительных испытаний.

— Для этого ребятам следует освоить программу факультатива «Введение в педагогическую профессию». Об этом должна быть сделана соответствующая запись в документе об образовании. Следующее требование — балл по профильным предметам не менее 8, по остальным не менее 7. Если абитуриент планирует поступать на физико-математический факультет, его профильные предметы — физика и математика, если на специальности естественно-научного профиля — биология и химия. В стенах вуза абитуриент проходит собеседование, по его результатам происходит зачисление, — рассказывает председатель комиссии по проведению собеседования с абитуриентами, прошедшими обучение в профильных классах педагогической направленности, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор БГПУ Светлана Феклистова.


Однако есть специальности, на которые льгота не распространяется. Это «художественное образование», «музыкальное образование», «психология», «социальная работа».

Выпускница педкласса поставской гимназии Ксения Комисарук планирует поступать в Институт инклюзивного образования на логопеда. Буквально недавно девушка прошла собеседование.

— В билете было два вопроса. Первый — что такое «рефлекс». По второму — необходимо было раскрыть тезис «учитель и ученик — субъекты педагогического взаимодействия». В целом если готовился, то на вопросы ответишь спокойно. Главное — перебороть волнение. Целевое брала из родной гимназии, хочу после университета вернуться туда работать.


В кабинете, где проходят собеседование «педклассовцы», несколько столов, за каждым из которых — члены комиссии. Разделение идет по специальностям. Декан факультета физического воспитания Кирилл Романов вместе с заместителем декана по учебной работе Галиной Остапенко в составе комиссии.

— Абитуриент представляет нам документы и свое портфолио. В нем, как правило, ребята рассказывают о своих достижениях. Прилагают грамоты, медали. У «педклассовцев» есть возможность проводить открытые уроки, они прилагают конспекты к ним. Обязательно каждый пишет о себе эссе — это дает нам возможность, пока абитуриент готовится отвечать по вопросам в билете, поближе с ним познакомиться, — говорит Кирилл Юрьевич.

— После того как мы пообщались с абитуриентом, объявляем успешно или нет прошло собеседование. О своем зачислении ребята узнают 12 июля, когда выйдет приказ ректора, — добавляет Галина Александровна.

В этом году в Беларуси работали 833 педкласса, в которых прошли обучение более 7 тысяч 900 учащихся. Светлана Николаевна вспоминает: по инициативе БГПУ в 2015 году в стране только начинали появляться такие классы.


— Восемь лет назад мы начинали со 102, сегодня их количество в восемь раз выросло. В этом году выпускается более 3 тысячи 900 учащихся педклассов. Мы ежегодно проводим опрос «педклассовцев» нынешнего года. 90 % ребят выразили желание поступать в вузы, около 40 % ориентированы на получение педагогической профессии. Хочу сказать, что из года в год мы утверждаемся в том, что наша инициатива, выдвинутая тогда, являлась правильной. Педклассы позволяют привлекать к педагогической профессии наиболее мотивированных ребят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter