«Родители стали иногда злоупотреблять своими правами»
Весной широкий резонанс вызвала корректировка в Кодексе об образовании, которая звучала следующим образом: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом учреждением образования».— Многие не поняли этой нормы. И родительская общественность поднялась с возмущением. На самом деле родители не лишаются прав участвовать в образовательном процессе своего ребенка. У них есть возможность делать это через попечительский совет школы, родительские комитеты. Но мы не смогли убедить родителей. И тогда нашли компромисс и доработали эту норму, — говорит Лилия Кирьяк.
Теперь родители имеют права знакомиться с образовательным процессом, результатами учебной деятельности обучающихся, методами и способами обучения в порядке, который устанавливается самим учреждением вместе с теми органами, куда и входят законные представители. Это попечительский совет, совет школы или общешкольный родительский комитет.
— Почему появилась необходимость подобного изменения в новой редакции кодекса? Родители начали злоупотреблять своими правами, стали необоснованно вмешиваться в учебный процесс, даже диктовать учителю, какую оценку поставить ребенку. Пошли претензии в сторону преподавателей, что неправильно оценили, не так объяснили домашнее задание и плохо преподнесли материал. Поэтому мы доработали эту норму, чтобы было приемлемо для всех, — отмечает депутат.
Учеба на удаленке
Важное нововведение: появляется самостоятельная форма получения образования — дистанционная.— Наши вузы, школы с приходом пандемии частично внедряли дистанционные образовательные технологии, — рассказывает Лилия Кирьяк. — После закрепления на законодательном уровне у нас появится задел для дальнейшего развития этой формы обучения. Уже сейчас прорабатываются нормативно-правовое обеспечение и вопросы организации дистанционной формы обучения.
Также в кодексе прописан новый вид дополнительного образования для одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка. То есть ребята бесплатно смогут заниматься тем, что впоследствии послужит хорошей базой для выбора профессии.
— За основу взяты популярные и востребованные направления деятельности, такие как робототехника, программирование, — говорит депутат. — Набор детей осуществляется по желанию с учетом способностей и талантов ребят.
Важность воспитательных моментов
К слову, сейчас работа системы образования, заинтересованных ведомств направлена на то, чтобы растить специалистов со школьной скамьи, отмечает Лилия Вацлавовна:— Школа открыта для взаимодействия. Сюда мы привлекаем все институты, в том числе представителей банковской, налоговой сферы, предпринимательства. В каждой школе есть своя специфика. Есть и кадетские классы, и пограничные, налоговые, таможенные, а также технического, математического, гуманитарного направления. Все делается, чтобы детям легче было выбрать профессию.
Особое внимание в кодексе уделяется формированию у молодежи патриотизма, гражданственности, бережному отношению к традициям и истории белорусского народа, подчеркивает депутат:
— Мы закрепили возможность проведения экскурсий в музеях, по памятным местам. То есть будет определенное количество посещений в культовые места, такие как Хатынь, Брестская крепость, «Линия Сталина». Это оплатит государство. Воспитание гражданственности и патриотизма очень важно.
Трудоустройство гарантировано
Не обошел новый Кодекс об образовании проблему трудоустройства выпускников учреждений образования с инвалидностью, обучающихся с особенностями психофизического развития, лиц из числа детей-сирот и лишившихся родительской опеки.— Получается, что человек закончил обучение, его не хотят нигде брать на работу. Тогда он становится на учет нуждающихся в трудоустройстве в местные органы власти, ему дают открепление от учебного заведения, и он теряет статус молодого специалиста. Чтобы этот статус не терялся, заранее этому молодому человеку из числа уязвимых категорий граждан бронируется рабочее место, — говорит Лилия Кирьяк.
С целью поддержки выпускников предусматривается механизм, когда местными исполнительными и распорядительными органами будет проработан с нанимателями вопрос определения рабочих мест, закрепляемых за каждым конкретным выпускником. То есть оговаривается, что есть определенное количество обучающихся с психофизическими особенностями или иной категории из названных. Дальше работодатель подбирает вакансию, с которой такой выпускник справится.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ
Немало вопросов возникло из-за закрепления в кодексе обязательного среднего образования. Раньше было обязательное общее базовое образование, то есть 9 классов.
— У многих сложилось мнение, что всем нужно будет окончить 11 классов. Однако это не так. Общее среднее образование ребята получают не только в 10-м, 11-м классах, но и через систему профессионально-технического и среднего специального образования, — объясняет Лилия Вацлавовна. — Практически эта система давно работает. Но закрепили ее мы только сейчас. И это правильно. Общее среднее образование на уровне 11 классов — это тот этап зрелости, когда ребята смогут осознанно подойти к выбору будущей профессии.
yankovich@sb.by