Самый известный литовский «фонд солидарности» – Bysol. Напомним, что в декабре 2021 года Министерство внутренних дел Беларуси признало его экстремистской организацией. Это якобы белорусская платформа для сбора средств на помощь беглых, но на самом деле это «фондовая прачка по отмыванию денег». Через нее же собирались деньги на поддержку бунтов у нас в стране.
Основатель фонда – экстремист Андрей Стрижак, но на самом деле, как было рассказано в фильме, юридически к этой организации он отношения не имеет.
Директор экстремистской шайки – гражданка Литвы Анастасия Лапутько. Причем таких фирм у нее много, однако почему-то все с мертвыми сайтами и несуществующими офисами (а точнее, деревянные сараи посреди пустующего поля). Однако и она подставное лицо. Чтобы выйти на настоящего организатора, корреспондентам «Беларусь 1» пришлось провести целый спектакль длиной в полгода.
По легенде, российский бизнесмен из IT-сферы (Федоров Сергей Борисович – сокращенно ФСБ) хочет открыть такой же «фонд солидарности», только русский. На связь выходят Лапутько и литовский юрист Андрей Руданов. Именно он и курирует юридическую сторону вопроса.
По словам журналистов БТ, точной суммы оборотов фонда Bysol нет, как и в целом аудита. Но в среднем псевдофонд получает 2–3 миллиона евро в год. Как стало известно из фильма, Лапутько и Руданов имеют доступ к его счетам, а за свои «услуги» они берут 20 % от суммы, которая поступает на счет.
Но аппетиты у них серьезные. Достаточно взглянуть на смету для функционирования несуществующего фонда для русских беглых, которую «специалисты» подготовили для ненастоящего бизнесмена: Лапутько, так она, по легенде, будет таким же генеральным директором, как и в Bysol, – 4500 евро в месяц (или 54 тысячи в год). Содержание Руданова в месяц и нам, и Стрижаку обойдется еще в 4 тысячи евро. В год 48 тысяч евро. Офис – 1280 евро в месяц, или 15 тысяч в год. История с фондом помощи обошлась бы в 400 тысяч евро год.