Журнал "Спецназ": неизвестное о белорусской бронемашине "Лис"

Первые бронеавтомобили появились в белорусских силовых структурах в 2006 году, когда МВД России передало в МВД Беларуси три единицы ГАЗ-233036 "Тигр", которые и по сей день находятся в боевом строю. История же собственного производства бронеавтомобилей (на Минском заводе колесных тягачей) началась в 2014 году, когда на МЗКТ прибыли два машинокомплекта для сборки ГАЗ-233036. Поставка осуществлялась в рамках соглашения от 25 декабря 2013 года между белорусским и российским правительствами о реализации программы военно-технического сотрудничества до 2020 года.


СОБРАННЫЕ на МЗКТ автомобили получили собственное имя "Лис" и уже в июне 2014-го были показаны Александру Лукашенко на 140-м ремонтном заводе в Борисове. Один из вариантов, представлявший собой демонстрационный образец модуля ПТРК "Шершень" (производства минского ЗАО "ЦНИП"), демонстрировался в июле того же года на выставке MILEX-2014. С сентября началась опытная войсковая эксплуатация машин в подразделениях Минобороны и МВД. А в 2015 году на завод поступили еще пять бронеавтомобилей ВПК-233136. 

Аппаратура внутренней связи ПУ-2

С ноября 2014 года в интересах Министерства обороны на МЗКТ открывается опытно-конструкторская работа (ОКР) "Создание боевого функционального модуля для боевой легкобронированной машины", шифр "Лис-ПМ". Имеющиеся машины получают индекс МЗКТ-233036-010, на них устанавливается боевой функциональный модуль (БФМ), который представлял собой пулеметно-гранатометный модуль из неброневой стали с возможностью установки АГ-17 и пулемета НСВ-12,7. 

Боекомплект пулемета НСВ и места хранения личного оружия

9 мая 2015 года бронеавтомобили "Лис-ПМ" принимали в столице участие в военном параде, посвященном 70-й годовщине Великой Победы. Однако в июне, в связи с отсутствием гарантированных поставок базовых автомобилей, а также открытием на МЗКТ ОКР "V-1" по созданию собственного легкобронированного автомобиля (о чем мы подробно расскажем в следующем номере), выполнение ОКР "Лис-ПМ" было остановлено, а доработанные машины переданы на опытную эксплуатацию в МВД.

Шесть автомобилей МЗКТ-233036-010 оказались во внутренних войсках в войсковых частях 3032, 3214 и 7434. Еще один экземпляр МЗКТ-233036-011 с установленным автоматизированным дистанционно управляемым наблюдательно-огневым комплексом "Адунок" используется в СПБТ "Алмаз".

Пулемётно-гранатометный боевой функциональный модуль (БФМ)

Доработка БФМ для внутренних войск велась конструкторами МЗКТ в тесном взаимодействии с бойцами СОБРа и специалистами ГУКВВ. От гранатомета было решено отказаться, а попытка монтажа НСВ-12,7 на установку 6У16, предназначенную для пулемета "Корд", оказалась неудачной. В итоге для установки пулемета в боевой функциональный модуль была закуплена постель UPM-160, выпускаемая в Казахстане. В результате дальнейших работ в машине появились дополнительный фронтальный лист защиты БФМ, аппаратура внутренней связи ПУ-2. В десантном отсеке разместили боекомплект пулемета и оборудовали места для перевозки стрелкового оружия, изменили расположение сидений.

Стрельба бойца СОБРа из НСВ-12,7 опытного БФМ

По итогам исследовательских испытаний машины приобрели окончательный облик и в январе 2018 года поступили на вооружение внутренних войск под наименованием "Боевая легкобронированная машина (БЛБМ) МЗКТ-233036-010".

Сборка машинокомлектов, а также первоначальная доработка всех автомобилей в части установки БФМ производилась на площадях 124-го АСП МЗКТ, а после частичного их закрытия окончательную доработку автомобилей осуществлял экспериментальный цех МЗКТ. Вот так и закончилась история превращения российского "Тигра" в белорусского "Лиса".


Руслан ГУК, автор рубрики "Оружие спецназа" (журнал "Спецназ"), капитан запаса, сотрудник Центра специальной подготовки (ЦСП).

Фото автора и Александра СТАДУБА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter