Репортаж из Логойска - первого в стране города без абортов

Жизненно важная инициатива

Сегодня противники абортов проведут в 34 городах России, от Москвы до Новосибирска, акцию «Они могли бы пойти в школу». Ее суть: ежедневно страна теряет ученический состав двух крупных школ — около 2.000 детей — из–за того, что семьями и медиками было принято решение не в пользу жизни. А вчера представители нашего Минздрава отправились в Логойск со специальной миссией — посмотреть, как поставлено дело в районе, первым в Беларуси отказавшемся от прерываний беременности, и на месте обсудить эту тонкую и весьма болезненную и в общем, и в частности проблему. Ведь хотя с 2000 года число абортов упало более чем вчетверо — со 116 тысяч до 27 тысяч, каждый такой случай — трагедия.


Накануне в Логойской центральной районной больнице зафиксировали почти рекорд — 6 родов за сутки! А в год на свет здесь появляются около 500 малышей, что позволяет району, несмотря на то что треть его жителей — пенсионеры, занимать одно из лучших мест по рождаемости в Минской области и не уступать даже Жодино, где очень много молодежи. Главный врач больницы Юрий Будько говорит, что все началось в феврале 2016–го:

— Все акушеры–гинекологи тогда принесли мне заявления о том, что операции по прерыванию беременности проводить не хотят. Замечу, это заложено в статье 27 закона о здравоохранении: врач имеет право отказаться производить аборт по этическим причинам, если речь не о медицинских и социальных показаниях. С другой стороны, нельзя нарушать права женщины. И если она настаивает, мы отправляем ее в областную больницу, вплоть до того, что обеспечиваем транспортом. Впрочем, в прошлом году были только две такие пациентки. Кстати, мы потом все равно следим за их здоровьем — это наши подопечные...

Елена Богдан.
Ирина Козловская.
Юрий Будько.
Епископ Вениамин.
А статистика за этот год в районе такова. 3 аборта по медицинским показаниям. Один — по социальным: его пришлось сделать женщине из неблагополучной среды, забеременевшей уже в девятый раз... Психолог Наталья Новицкая провела 5 консультаций для тех, кто был в шаге от рокового решения. И хотя приходят к ней в основном замужние пациентки, уже имеющие детей, дважды до сердца женщины удалось достучаться. Одна уже родила...

Ирина Козловская, акушер–гинеколог гинекологического отделения ЦРБ, признает, что доводится слышать рассуждения, мол, кто–то не получает медпомощь в полном объеме, поскольку ему не хотят делать аборт:

— Между тем искусственное прерывание беременности закон трактует не как медпомощь, а как услугу, поэтому врач волен сам выбирать, оказывать ее или нет. И имеет на это морально–этическое право. Если же мы идем на такой шаг по медицинским показаниям, то стараемся проводить только медикаментозные, максимально щадящие аборты.

Педиатры акушеров–гинекологов горячо поддерживают. Для врача–неонатолога Алины Статюлевич возиться с малышами — счастье:

— Конечно, хорошо, что коллеги отказались от абортов!

В этой небольшой, но очень уютной больнице все работает на благую идею. Молитвенная комната. Масса стендов, где о вреде абортов — духовном и физическом — рассказывается во всех подробностях. Елена Богдан, начальник главного управления организации медицинской помощи Минздрава, отмечает еще и прекрасную организацию:

— Врачи — и акушеры–гинекологи, и неонатологи — дежурят круглые сутки, хоть в среднем здесь принимают по 2 — 3 родов за день. Некоторые мамы лежат одни в палате, практикуются вертикальные и партнерские роды.

Конечно, церковь тоже только «за». Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин считает, что когда женщина стоит перед выбором, ей необходимо участливое слово, и не важно, кто его скажет — врач, педагог, священник, психолог, представитель общественной организации:

— Но мало уговорить оставить ребенка — главное, помочь после родов, по возможности решить жилищный, финансовый вопрос. Если мы сообща возьмемся, то будет и результат — и для конкретной семьи, и для нравственного здоровья общества.

Свою лепту вносят и счастливые родительницы. Скажем, Татьяна Киселева вместе с доктором Козловской организовала школу для мам и пап. У самой Татьяны пятеро детей, и ни один, признается, не был запланирован:

— Но я очень рада, что они у меня есть — 4 девочки и один мальчик. Они вовремя пришли в мою жизнь, изменили, сделали лучше. Знаете, каждую беременность я понимала, что очень боюсь, а во время пятой решила организовать курсы, вовлечь как–то отцов, чтобы они понимали, что с нами происходит во время ожидания ребенка. Работает и фитнес–школа для мам–декретниц, чтобы они не забывали о себе, проводим ярмарки, где родители могут обменяться детскими вещами.

Пока логойская инициатива — первая в стране ласточка. Но опыт настолько хороший, считает Елена Богдан, что его обязательно со временем переймут. Ведь начало положено было еще тогда, когда у нас начали проводить сначала дни, а потом и целые недели без абортов...

Кстати

В уральском городке Верхотурье тоже отказались от абортов. Во многом благодаря проповедям священников и их женам. Скажем, матушка Ольга отговорила 38–летнюю женщину слабую здоровьем, для которой ребенок должен был стать уже третьим по счету. Врач ее запугал: «У вас же уже есть дети! Что вы делаете! Вы же погибнете!» Во время родов рядом с больницей дежурил реанимобиль, была договоренность с вертолетом и региональной больницей. Но все прошло хорошо, ребенок родился здоровым. С местным гинекологом матушка Ольга познакомилась в роддоме, когда ждала очередного малыша, и убедила абортов больше не производить. Вспоминает: «Наверное, его и так мучила совесть, ведь у него самого четверо детей. Видно, просто был нужен человек, на мнение которого можно опереться, моральная поддержка».

Справка «СБ»

Аборты легальны в подавляющем большинстве стран, однако условия, при которых они разрешены, везде разные. По данным ООН, в 98% государств врачи идут на этот шаг во имя спасения жизни женщины. Вето на аборты без всяких исключений существует на Мальте, в Никарагуа, Доминиканской Республике и Республике Эль–Сальвадор. Кроме того, в почти 70% стран разрешено прерывать беременность для сохранения физического и психического здоровья женщины. Аборты после изнасилований разрешены в приблизительно 60% государств, и более 30% стран разрешают операции по социальным или экономическим причинам (плохие финансовые условия, инвалидность и т.п.). В США строже всего к абортам относятся в Техасе — обратиться по такому поводу можно лишь в семь клиник.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter