Ветеран Великой Отечественной войны Иван Филимонович Мельников на днях отпраздновал свой вековой юбилей. В жизни простому деревенскому парню довелось быстро повзрослеть, мужественно сражаться, а после трудолюбиво строить новую мирную жизнь. В свои годы он все так же интересуется новостями, общается с молодежью и даже в 100 лет не скрывает, что хочется еще пожить.
Вместе с семьей
Иван Филимонович родился в 1924-м в деревне Колюды Кормянского района. Там же и жил до 1970-х, пока не перевез семью в Корму. Еще два года назад бодро привечал многочисленных гостей на малой родине в собственном большом доме. А вот вековой отрезок богатого на события жизненного пути встречает уже в гомельской квартире, куда его забрал внук со своей супругой. Александр Мельников рассказывает о причинах переезда:
— Дедушка упал в деревне, да так и пролежал больше двух часов. Дозвониться не могли, вызвали соцработника. Чудом беды не случилось. Звали к себе и раньше, но он отказывался. А как переехал, так оценил удобства и спросил, чего же раньше не уговорили.
На груди у Ивана Мельникова все так же ярко, как и 80 лет назад, сияют многочисленные награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Каким же был фронтовой путь человека, который вместил в свою жизнь целую эпоху? Ветеран смущенно улыбается и признается:
— Память уже не та, многого не расскажу. Чем старше становлюсь, тем больше уплывают воспоминания.
Война застала его подростком
К началу войны Иван Мельников окончил всего семь классов. В один момент рухнули планы на будущее. Образование, мечты о семье — все отошло на второй план. Молодой сельчанин, не раздумывая принял решение отправиться бить врага. Поначалу партизанил в лесах, а вот на фронт был призван в декабре 1943-го. Служил в 1316-м стрелковом полку, в составе которого освобождал Беларусь, а потом дошел и до Берлина. Но сначала обучался в запасном стрелковом полку. Сам ветеран так поведал о первых днях на фронте:
— Четыре дня пешком добирались с еще пятью новобранцами до Рогачевского военкомата. Меня определили в пехоту и с семью классами образования поставили вторым номером расчета пулемета максим. В боях под Мозырем ранило в грудь навылет. Как очнулся, сразу увезли в госпиталь.
Иван Филимонович отмечает, что на больничной койке пролежал совсем недолго:
— В госпиталь пришли люди с фронта в поисках добровольцев. Вышли четыре человека, среди них и я. Забрали в зенитную артиллерию малого калибра. Присвоили звание ефрейтора, и я уже стал первым номером и сам жал на педаль орудия.
Рогачев, Калинковичи, Минск — вместе с фронтом ефрейтор Мельников продвигался в сторону Кенигсберга. На окраине прусского города Мельзак прямо на его глазах был убит дважды Герой Советского Союза, генерал армии Иван Черняховский.
— Нас накрыло минометным огнем, а его машина буквально в 100 метрах от меня была, — вспоминает фронтовик. — Не выжил Черняховский, да и нас зацепило осколками. Многих потерять довелось в те годы. Когда был в пехоте, наш командир сказал, что приставит меня к награде. Его ранило, а я тогда в окопе перевязал рану, но спасти лейтенанта уже не смог. Так и не знаю, что за награда-то была.
С войны вернулся только в 1948-м. Внук Ивана Филимоновича признается:
— Мы уже много лет спрашивали, где же он был еще три года, — не говорит. Может, не помнит, а может, просто не хочет рассказывать. Так было даже десять лет назад. Он и раньше всегда очень сухо упоминал события военных лет или выдавал новые подробности в какой-нибудь шутке. К примеру, советовал не ездить часто собак кормить. Говорил, что он в окопах по три дня не ел, а уж они-то денек выживут.
Очередной фрагмент вспоминает супруга внука Ивана Филимоновича — Юлия:
— Он не пил и не курил, когда солдатом был. Так сослуживцам отдавал табак, а те ему взамен сахар давали.
Хочется жить
После войны Иван Мельников трудился в совхозе, затем секретарем Волынцевского сельского Совета, вел уроки труда в Струменьской школе. Сейчас одна цель осталась — праправнуков дождаться. Старшей правнучке уже 24 — на нее вся надежда. А ведь все могло сложиться иначе. В 70 лет у Ивана Мельникова нашли грыжу. Медики в Корме посоветовали не делать операцию, опасаясь за жизнь возрастного пациента. За год до столетия вскрылись и другие проблемы, а потому семья ветерана решила довериться уже гомельским хирургам, которые провели теперь уже сразу три операции. Случай для такого возраста уникальный, ну а сам фронтовик успел не только оправиться от вмешательства, но и к нашему приезду даже набрать в весе. На прощание просит обязательно написать в статье его напутствие:
— Белорусам пожелаю жить долго, как и я жил. Главное, чтобы войны не было. Телевизор смотрю и думаю, что в мире творится. Спасибо нашему Президенту за то, что мы спокойно живем. Пусть и дальше так будет.