Легендарный чекист Станислав Алексеевич Ваупшасов многие годы своей жизни провел в Белоруссии на службе в Красной армии и в органах госбезопасности. Особое место в его биографии занимает командование спецотрядом «Местные», который во время Великой Отечественной войны базировался в Минской области и отличился уникальными партизанскими операциями. Отмечая сегодня 125‑летие со дня рождения этого знаменитого разведчика и партизана, вспомним основные значимые эпизоды его жизненного пути.
Станислав Ваупшасов родился 27 июля 1899 года в местечке Грузджяй Шяуляйского уезда Ковенской губернии, которое входило в Российскую империю. Его семья батрачила у местного помещика, отец Алексей Ваупшас работал кучером.
После окончания народного училища поехал к сестре в Ригу в надежде устроиться на работу, но вскоре вернулся домой. О том времени потом вспоминал: «…Ветер странствий в моей душе не угомонился… И в 1914 году пятнадцатилетним пареньком поехал в Москву…» Устроился землекопом, потом работал арматурщиком в артели. В этих рабочих коллективах начали формироваться его взгляды, которые совпадали с политической линией большевиков. Началась Первая мировая война, и, чтобы не выслали из города, нужно было получить паспорт. Пристав, который занимался оформлением документов, допустил ошибку и вместо фамилии Ваупшас написал Ваупшасов. С тех пор его литовская фамилия стала писаться на русский лад.
Время перемен
После Октябрьской революции восемнадцатилетний Ваупшасов вступил в Красную гвардию и патрулировал улицы Москвы. Потом записался добровольцем в 3‑й отдельный Московский батальон и осенью 1918 года в составе 8‑й дивизии воевал против армии Пилсудского на Западном фронте, который в то время проходил возле Борисова. Впоследствии он писал: «Так я впервые оказался на земле, с которой затем связал добрую половину своей жизни…» Судьба надолго связала его с Белоруссией. Вскоре Станислав был направлен на курсы политруков, а затем — в 17‑ю дивизию. В апреле 1920 года попал в группу для нелегальной работы в тылу поляков. Ставилась задача устанавливать связи с местными патриотами, вовлекать их в боевые операции, создавать партизанские группы и отряды, вести разведку, добывать сведения о польской армии и полиции, проводить диверсии. В этой деятельности им оказывали поддержку местные белорусские жители. После подписания Рижского мирного договора и устройства границы с Польшей эта работа продолжалась еще несколько лет. Завершив учебу на рабфаке, Ваупшасов снова в рядах Красной армии — направлен на курсы РККА, а с 1930 года переведен на службу в органы госбезопасности. До середины 1930‑х служил в ГПУ БССР.
Командировка в Европу
Значимый эпизод: в 1937 году Ваупшасов на два года уехал в Испанию, где в то время шла гражданская война. Находился там в должности советника в штабе 14‑го партизанского корпуса республиканской армии. Испанцы знали его под псевдонимом товарищ Альфред. Выполнял задания в тылу франкистских войск. После поражения республиканцев вернулся в Москву. И новое испытание — в 1939 году началась война с Финляндией, на которой участвовал в формировании советских разведывательно‑диверсионных групп и ликвидации диверсантов противника.
В Европе к тому времени сложилась тревожная обстановка.
Гитлер готовился к большой войне, и нужно было вести разведку в сопредельных странах, передавать сведения о передвижении немецких войск, их количестве, вооружении и дислокации. Всем этим и занимался до самого начала войны разведчик‑нелегал Станислав Ваупшасов.В Москву шли сообщения, что Германия перебрасывает свои войска и технику морем в порты одной из северных стран. После начала войны он был вынужден возвращаться в Советский Союз окольным путем через Югославию. Интересно, что в своих мемуарах Ваупшасов не указывает страны, где он работал и через которые возвращался в Москву: вероятно, в то время это все еще было засекречено.
Родина в опасности
Вернулся на родину Станислав Алексеевич осенью 1941 года. Прямо с вокзала поехал в Народный комиссариат внутренних дел, где получил новое задание — заняться формированием отряда особого назначения для переброски в тыл врага. Здесь же Ваупшасов получил свой очередной псевдоним — майор Градов, с которым он потом воевал в Белоруссии. Отряд из 80 бойцов был сформирован, но переброску в тыл отложили, так как осложнилась обстановка возле Москвы: враг рвался в столицу, и все силы были брошены на ее защиту. Отряд вошел в состав Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Ваупшасов получил должность заместителя комбата и принял участие в обороне Москвы. После разгрома гитлеровских войск под Москвой в отряде Ваупшасова начали готовить людей к переброске в тыл: они обучались стрельбе, изучали карты, подрывное дело и все то, что могло помочь жизни в лесу. Отбирали опытных, обстрелянных бойцов, готовых воевать на оккупированной территории. В состав вошли уроженцы Минской области, которые хорошо знали местность, людей и обычаи.
Лыжный переход в Белоруссию
Был март 1942 года. Еще стояли морозы, а отряд в составе 32 бойцов во главе с майором Градовым на лыжах отправился в глубокий тыл врага. В Белоруссии их путь проходил восточнее Полоцка, на Лепель и затем в Логойский район. Шли лесными дорогами по оккупированной территории с тяжелыми рюкзаками за плечами. Несли с собой продукты, медикаменты, листовки и газеты. По пути встречались с местными, раздавали листовки, призывали к борьбе с фашистами, рассказывали о разгроме немцев под Москвой. Маршрут в конечную точку прокладывали с учетом обстановки на месте. За все время похода в отряде не было потерь. В апреле 1942 года отряд Ваупшасова достиг границ современного Логойского района. Партизаны Лозобеев и Ясюченя из группы Сергея Долганова встретили «Местных».Спецотряд с вооружением и взрывчаткой в рюкзаках совершил лыжный переход протяженностью около 800 километров по тылам врага!На Логойщине собирали разведданные и проводили диверсии, а также организовывали партизанские отряды и координировали их действия.
Организация партизанского движения
Градов быстро навел порядок в создании партизанских отрядов из разрозненных групп. По его предложению логойский отряд «Дяди Васи» майора Воронянского получил название «Мститель», а отряд лейтенанта Долганова стал называться «Борьба». Об их создании и боевых действиях партизан было доложено в Москву. С этого времени началось централизованное командование партизанским движением в этом регионе. Впоследствии оба отряда стали ядром организованной в сентябре партизанской бригады «Народные мстители» под командованием Василия Воронянского, которая дислоцировалась в Плещеницком районе. Некоторое время отряд Градова находился на базе отряда Воронянского, партизаны начали проводить диверсии на коммуникациях врага. Немцы пытались окружить и уничтожить партизан в лесу, но получили достойный отпор и отошли с большими потерями. Это сражение с врагом получило название «Валентиновский бой». Летом 1942 года отряд Градова перешел в Пуховичский район.Война в тылу врага
С установлением прочных связей с партизанами подпольщики стали готовить диверсии в Минске. По заданию партизан в органы управления оккупационной власти и полицию стали внедрять своих людей, которые добывали важные сведения о враге. Была создана обширная сеть агентов, добывающих разведданные. Партизанами отряда и подпольщиками было проведено много боевых операций против гитлеровцев. Одна из успешных диверсий была совершена 5 сентября 1943 года в столовой СД в Минске. Исполнителями ее стали работники столовой Ульяна Козлова и Капитолина Гурьева. Они подложили мину в кадку с пальмой в зале, где проходил банкет. В то время многие спецгруппы и отряды вели охоту на гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Разведка донесла, что на банкете будет Кубе, но он там не появился. В результате взрыва, по партизанским данным, погибло 16 и ранено 32 гитлеровца.
Встреча партизанского отряда «Местные» под командованием Станислава Ваупшасова с Красной армией. Июнь 1944 года.
Анализируя жизненный путь Ваупшасова, приходишь к выводу, что начиная с Гражданской войны он постоянно был в боях и сражениях. Порученные задания выполнял успешно, поэтому его отправляли на самые трудные участки. Это и разведка в тылу, и работа нелегалом, и борьба с диверсантами противника, создание сети агентов и подпольщиков, диверсии и партизанская война. За время нахождения в тылу радисты отряда передали в центр много важных разведданных, в том числе и накануне стратегической операции «Багратион». Ко времени освобождения Белоруссии численность личного состава отряда значительно увеличилась и составляла более 700 человек. На счету 187 подорванных эшелонов врага, 52 крупные диверсии, в том числе 42 — в оккупированном Минске. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение специальных заданий в тылу противника подполковнику госбезопасности Ваупшасову было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны летом 1945 года он участвовал в войне с Японией, а затем с декабря 1946‑го был начальником разведотдела МГБ Литовской ССР.
Память
Память об отряде особого назначения и его деятельности в годы войны увековечена в музеях и книгах Ваупшасова. В 1977 году его именем была названа улица в Минске. Тогда же в Дражне на этой улице было построено новое здание ПТУ № 23 (сейчас это колледж технологий коммунального хозяйства и транспортного обслуживания). Здесь находится музей Ваупшасова. Первым руководителем и основателем музея была преподаватель истории Вера Юша, которая рассказала следующее: «Когда в 1977 году появилась улица Ваупшасова, ученики и преподаватели часто меня спрашивали, да я и сама задалась вопросом: кто этот человек? Так начался поиск архивных документов и сведений о бывших партизанах отряда. Работа затянулась на долгие годы. Оказалось, что это был очень интересный отряд. Мы нашли партизан, которые жили в Минске. Ветераны пришли к нам на открытие музея, их было восемнадцать. Они поддерживали связь между собой и оказывали нам помощь: собирали фотографии, давали адреса градовцев. Поисковой работой занимался с учащимися мастер производственного обучения Николай Дубовик. Они побывали на месте стоянки отряда Градова, восстановили там землянку, организовали велопробег по местам боевых действий. Потом был лыжный поход, повторяющий путь отряда в Белоруссию. Ученики очень увлеклись этим делом, любили проводить экскурсии по музею, рассказывали об отряде Градова…»
Интересные эпизоды поисковой работы поведал бывший преподаватель училища Николай Дубовик: «Когда мы создавали музей, информация о Ваупшасове была засекречена. У нас родилась идея повторить путь отряда Градова. Начали собирать снаряжение, воинская часть помогла с лыжами и маскхалатами. В восьмидесятых годах это было. Проходили по 20 — 30 километров. Ночевали в школах. Задача была пройти в экстремальных условиях с рюкзаками весом до 20 килограммов. Группа в количестве около десяти человек. Шли без отдыха от Великих Лук. Мы хотели доказать себе, что тоже сможем пройти этот путь и готовы повторить подобное, если это понадобится. Так ребята испытали себя. Потом повторили переход летом. Когда открылся музей, приезжали родственники градовцев из других стран бывшего СССР. Сын Ваупшасова приезжал. Ветераны показали нам, где были землянки отряда. Это было в районе деревни Шищицы на границе Пуховичского и Слуцкого районов. Мы решили восстановить одну землянку. Когда туда заходили ветераны, мы видели, как один человек плакал. Сел и говорит: «Вот тут было мое место, тут я спал на нарах…»
Два года назад в Минске по проекту учащихся колледжа была открыта тематическая остановка общественного транспорта, посвященная Ваупшасову.
Многие минчане видели эту остановку по улице Ваупшасова, 33, которая оформлена стендами с краткими биографическими сведениями о жизни и деятельности знаменитого чекиста. Наверняка многие жители столицы здесь открыли для себя человека уникальной судьбы, всю свою жизнь посвятившего службе Родине. Полковник госбезопасности Станислав Ваупшасов ушел из жизни 19 ноября 1976 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. На фасаде дома № 19 по улице Ваупшасова установлена памятная доска с его барельефом.
Александр ПАВЛЮКОВИЧ, член Союза писателей Беларуси.