Жизнь на кону. Игроман проигрывает не деньги, а собственную судьбу

Азартные игры погружают человека в мир эмоций, некоторые говорят, что по силе они сопоставимы с эффектом от приема наркотиков. Но кто‑то, спустив определенную сумму, спокойно уйдет домой или закроет сайт, а кто‑то решит во что бы то ни стало взять реванш. И это может оказаться огромной ошибкой.

Открыть карты

Человечество играет настолько давно, что сейчас уже невозможно достоверно установить какие забавы появились первыми, когда и где. Можно предположить, что случилось это тогда, когда у древних людей образовалось свободное время и некоторый достаток, на который можно было и сразиться. И тут, как водится, объявились особо азартные натуры, готовые резаться на что угодно, лишь бы процесс продолжался как можно дольше, а перспектива выигрыша поражала воображение.
До начала XXI века таких одержимых людей считали просто распущенными и слабыми. Да и количество их было не так велико — в СССР, например, играли и иногда по‑крупному, но большинство в этот водоворот вовлечено не было.
Перекидывались в карты на рубль, на троячок, на червонец, иногда организовывали «встречи» у кого‑то дома или на даче. Были, конечно, и профессионалы — карточные шулеры, которые промышляли в местах, где кучковалась более обеспеченная публика: вокруг элитных домов отдыха, в купейных вагонах поездов дальнего следования, ресторанах. Тут можно было реально продуть не только деньги, но и жизнь, порой даже не свою.

И речь не только о картах, но и о бильярде, тотализаторах на скачках, лотереях. Ближе к концу XX века появились игровые автоматы. А еще люди заключали пари на деньги.
Но об игромании как о болезни заговорили только на рубеже столетий. Четкое понимание и описание проблемы появилось в веке нынешнем. Потому что и свободного времени у современного человека становится все больше, и индустрия азарта успешно освоила просторы интернета, где и раскидывает свои щупальца яркой рекламы и обещаний небывалых доходов.
Конечно, если человек иногда заходит в казино или делает ставки в виртуальном мире, это совсем не зависимость — просто такой способ расслабиться. А вот если подобное стремление начинает влиять на жизнь, уже пора бить во все колокола и спасать человека — у него сформировалась зависимость, он игроман. И это не так уж легко лечится.

Опасные качели

Игромания формируется не сразу, условно можно выделить три этапа ее развития:

«игра‑друг» — человек еще не собирается делать ставки или «нырять в этот омут надолго», игра для него способ развлечения — это интересно, новые эмоции, в жизни появляются другие компании, знакомые;

♦ «игра‑враг» — бедняга уже понимает, что игра забирает много времени и, что не менее важно, много денег — на этом этапе появляются первые долги;

♦ «игра‑хозяин» — начинаются большие долги, проблемы с семьей, работой, друзьями, наступает депрессия — предпринимаются попытки остановиться, но к положительному результату они не приводят.

Сформировавшуюся зависимость характеризуют следующие симптомы:

♦ игра для человека становится главной потребностью, замещает собой другие нужды (еду, сон, работу и прочие) и носит постоянный характер;

♦ при невозможности реализовать навязчивую потребность играть человек испытывает психологический дискомфорт и тревогу;

♦ только игра дает чувство наслаждения и удовлетворения;

♦ потребность играть невозможно удовлетворить полностью;

♦ увеличивается время, которое забирает «любимое» дело;

♦ беспокойство и раздражительность при попытках окружающих помочь завязать;

♦ перепады настроения, связанные с «любимой» деятельностью, в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии;

♦ отсутствие удовольствия от других аспектов жизни;

♦ уменьшение (или увеличение — в зависимости от того, что выгодно в данный момент) значимости проблемы и для себя, и для других;

♦ использование зависимости с целью избежать ответственности.

Общий признак любой зависимости заключается в том, что она связана с полярными состояниями: сначала с удовольствием, например, от выигрыша, а потом с негативными переживаниями, когда играть не дают (нет возможности), что вызывает реальный психологический и физический дискомфорт. Такие психоэмоциональные качели, в которых существует несчастный, постепенно разрушают его жизнь и психику.

Не все станут игроманами

На уровне биологии важную роль в формировании зависимости выполняет влечение к эйфории, которая достигается активацией центра положительных эмоций в головном мозге. То есть организм, получивший порцию эндорфинов (гормонов счастья) при выигрыше, хочет достигать этого состояния постоянно. Но со временем для этого приходится использовать все более острые раздражители — привычная доза (продолжительность или итог игры) уже не приносит ожидаемого кайфа.

Если говорить о психологическом аспекте, игромания формируется у людей с определенным типом личности. В большей мере к ней склонны нарциссы, индивидуумы эмоционально‑неустойчивые, внушаемые, ведомые, неуверенные в себе, склонные к саморазрушающему поведению.

С точки зрения социологии к этой зависимости могут приводить культурно‑исторические предпосылки (если в исламских странах запрещен алкоголь, то и, собственно, алкоголиков там практически нет), влияние ближайшего окружения и различные виды глобальных потрясений (экономический и политический кризис, слом привычных норм и правил, войны и вооруженные конфликты).

У человека стресс или психотравма, у него серая и однообразная жизнь, он испытывает негативные эмоции и не умеет с ними справляться, а кто‑то услужливо предлагает отвлечься. И вдруг субъект ощущает, что это именно то, что уводит его из проблемной реальности в мир, где он победитель или может им стать, где он получает кайф от собственной крутости и где отсутствуют проблемы. Мозг довольно быстро запоминает и закрепляет это прекрасное и «безопасное» состояние, возникает привязка к игре — мозг «подсаживается» на удовольствие.
В результате игромания меняет структуру головного мозга. Но это не классическая болезнь, которую можно вылечить лекарствами, это привычка, которую человек усваивает и с которой не хочет и не может бороться. Однако бороться надо, иначе зависимость приведет к самым печальным последствиям. Потому что игра постепенно становится абсолютной ценностью для индивидуума, все остальное на ее фоне (работа, дом, семья, друзья) меркнет и полностью теряет свою привлекательность.

Ремиссия навсегда

Сегодня игроман в любой точке мира — это чаще всего мужчина. В основном человек в возрасте от 14 до 30 лет. Однако в большей степени это касается тех, кто пропадает в компьютерных играх. А ими, по статистике, увлекаются 3,32 миллиарда человек, что составляет почти 41 процент населения нашей планеты. И 3 процента из них нуждаются в помощи профильных специалистов и находятся на такой стадии, когда их, возможно, вылечить уже не получится.
Основная мотивация для подобного времяпрепровождения — расслабление. Шутеры (стрелялки) и приключенческие игры являются наиболее популярными. В 2024 году самая массовая компьютерная игра в мире — это Fortnite. Лидирующая страна по количеству подсевших на нее граждан — Япония.
А вот казино и их виртуальные аналоги популярны у людей любого возраста — сейчас и пенсионеры не застрахованы от пристрастия к игре в казино или ставкам на спорт.

Игромания — смертельно опасное прогрессирующее заболевание, которое разрушает жизнь человека даже более изощренным способом, чем употребление алкоголя или наркотиков.

Что делать, если вам кажется, что в семье появился игроман? Идти к специалистам и следовать их советам. Потому что народными методами игромания не лечится, как и безусловной любовью и желанием давать такому зависимому человеку столько денег, сколько ему потребуется.
Увы, ни от одной из зависимостей, в том числе от игромании, невозможно избавиться полностью. После лечения наступает стадия ремиссии. 
Жить, отказавшись от зависимости, можно. Главное, чтобы человек понял, что проигрывает. И принял решение, что делать это он больше не хочет.

По решению суда

В качестве способа защиты физических лиц от игромании Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденным Указом Президента Беларуси от 10 января 2005 года № 9 «Об утверждении положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса», предусмотрены такие виды ограничения в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, как:

— самоограничение игроков от посещения игорных заведений, в том числе виртуальных, и участия в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет путем личной подачи организатору азартных игр письменного заявления с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего его личность;

— ограничение в посещении игорных заведений, в том числе виртуальных, и участии в азартных играх по решению суда на срок от шести месяцев до трех лет в случае, когда физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение. В указанном случае дело об ограничении физического лица рассматривается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством на основании заявления, поданного близкими родственниками, иными лицами, проживающими совместно с ним и ведущими общее хозяйство, прокурором, органами опеки и попечительства.

Кроме того, физическое лицо, являющееся должником, может быть ограничено в посещении игорных заведений, в том числе виртуальных, и участии в азартных играх на основании определения суда о принятии в отношении такого физического лица меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения.

Одной из основных обязанностей организаторов азартных игр (виртуальных в том числе) является соблюдение запрета по допуску ограниченных лиц, а также лиц, не достигших возраста 21 года, в игорное заведение и к участию в азартных играх. За несоблюдение такого запрета предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Указом Президента Беларуси от 7 августа 2018 года № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса» установлено наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления этого вида деятельности. Кроме того, на организаторов азартных игр возложена обязанность устанавливать системы видеонаблюдения в игорных заведениях, фиксирующие всех посетителей и выплату им денежных средств.

От химии к психологии

Зависимость, или аддикция (от англ. addiction — «зависимость, пагубная привычка»), — это форма поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. Достигается такой уход приемом психоактивных веществ или определенными видами деятельности, вызывающими схожие химические и психологические реакции в организме игрока. Аддикция вызывает навязчивую потребность повторять прием ПАВ или некие действия, несмотря на неблагоприятные (медицинские, психологические или социальные) последствия такого повторения.

Зависимости делятся на три условные группы:

♦ химические — в их основе лежит прием неких веществ (ПАВ, алкоголь, никотин);

♦ нехимические — к этой группе относятся, помимо игромании, интернет‑зависимость, гаджет‑зависимость, шопоголизм, адреналиновая зависимость, зависимость от просмотра видео определенной тематики и даже эмоциональная зависимость, которая возникает в отношениях;

♦ промежуточные — объединяют черты химических и нехимических, например нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).

Поведение зависимого может иметь различную степень выраженности: от практически нормального состояния до тяжелой формы. Динамика зависимости в каждом конкретном случае своя и в большей мере определяется глубиной предрасположенности конкретного человека (склонностью к зависимости).

Бросить кости

Древнейшие игральные кости вместе с комплектом для игры в нарды, возраст которых около 5200 лет, были найдены в Иране при раскопках города Шахри‑Сухте. Метки на древних костях практически не отличаются от современных. Само слово «азарт» происходит от арабского alzar — «игральная кость».

Документальные источники, рассказывающие об азартных играх, были обнаружены среди руин древнего Вавилона (3000 год до н. э.). Первые игорные дома появились уже в XII веке. А в XIII веке в Европу из крестовых походов привезли карточные игры. С XVII века большую популярность в разных странах приобретают ставки на скачках.

А раз был азарт и игры, значит, были и те, кто не знал в этом меры. Подробное описание таких симптомов оставил нам Федор Достоевский в романе «Игрок». Кстати, сам Достоевский был классическим игроманом, зачастую писавшим свои романы, чтобы быстрее расплатиться с долгами и кредиторами.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter