За советом — к ветерану, а не в TikTok: как прошел «Зачетный разговор» в Гомеле

Жить в сплоченности и единстве

Второй по количеству населения город страны порадовал широким охватом молодежной аудитории. Три вуза и три колледжа посетили эксперты республиканского информационно-просветительского проекта «ЗАчетный разговор». К диалогу подключились более 600 студентов и учащихся. Встречи прошли не только массово, но и как должно быть в молодежной аудитории — живо и эмоционально. Наши корреспонденты послушали, о чем шел диалог на разных площадках.


С каждой минутой в педколледже имени Л. С. Выготского число вопросов к Алексею Дзерманту и Ксении Лебедевой росло в геометрической прогрессии. Когда спикер объявлял «Последний!», по залу прокатывался гул недовольства и поднималось еще несколько рук. Удивительно, но будущих учителей музыки в начальной школе и музработников в детских садах очень волновала и ситуация в Украине, и пути решения этого конфликта, и даже возможность личного влияния на восстановление мира. Политолог, который съел зубы на анализе международной обстановки, и журналистка АТН, сама не раз бывавшая в зоне военных действий, полностью удовлетворили жажду разобраться в том, что происходит.

— Почему идут военные действия? Неужели нельзя решить все мирным путем? — вопрошает второкурсница.

Дзермант объясняет: ни один из пунктов Минских соглашений украинская сторона не выполнила. Киев отказался договариваться, а Запад активно накачивал страну оружием. Беларусь сделала все, чтобы сохранить мир в стране-соседке, предоставив площадку для переговоров.

Учащиеся педколледжа имени Л. С. Выготского буквально забросали авторитетных визави вопросами

Лебедева поделилась опытом, как она освещала подписание соглашения. Каждую минуту встреча могла сорваться. Президент Лукашенко звонил Зеленскому ночью и просил его приехать.

— Украина как страна, утратившая суверенитет и ставшая марионеткой в руках Запада, стала оружием США против России, — вводит в курс большой политической игры Дзермант.

— А до нас война может докатиться? — спрашивает другая девушка.

Алексей ДЗЕРМАНТ

— Опасность есть, — отвечает спикер. — Но государство делает все, чтобы этого не случилось и мы были готовы отра­зить удар: укрепляется граница, повышается боеспособность армии. Уже имеют место диверсионные проникновения в виде дронов и ракет, но на провокации мы реагируем правильно.

Будущего музработника интересует, как отличить фейк от достоверной информации. Ей порекомендовали учиться определять вброс по кричащим заголовкам и жареным фактам, цель которых — вызвать сильную эмоциональную реакцию, на фоне которой легко манипулировать, предлагая неверные действия.

— Вот вы прочли «Власть перестала контролировать ситуацию», — рассуждает Лебедева. — Что вы чувствуете: панику, страх за себя и близких? А потом еще читаете прогноз, что ожидается отток людей из страны, и решаете тоже покинуть родину. Проверяйте, кто и когда написал информацию, обязательно смотрите другие источники и обращайтесь к комментариям авторитетных экспертов, которые спокойно анализируют ситуацию.

Ксения ЛЕБЕДЕВА

— А кто для вас авторитет? — звучит еще один неравнодушный голос из зала. — Чьи советы служат маяком по сей день?

— Был у меня дедушка, переживший войну, убежденный коммунист, — погрузился в воспоминания Алексей Дзермант. — Когда я был молод, считал, что он человек с другой планеты. А после 30 лет стал замечать, что все, как он говорил, так и происходит. Люди старшего поколения с их огромным опытом мудрее и дальновиднее нас. Обращайтесь к своим бабушкам и дедушкам, другим ветеранам, опытным педагогам, если в чем-то сомневаетесь, соотносите свою точку зрения с ними. И публикуйте пост в TikTok о своем предке или семейной реликвии.


Вместе с журналисткой, освещавшей женские марши, молодежь нарисовала психологический портрет протестующей дамы (в зале только девочки, во всем колледже всего два представителя сильного пола). С политологом сделали вывод, как развивать белорусский язык, — начиная с себя. И поняли чуть ли не со слезами на глазах: мы, белорусы, сильны тем, что при всех своих различиях умеем жить одним сообществом.

Более двух часов длился «ЗАчетный разговор» в Гомельском государственном техническом университете имени П. О. Сухого. На встречу с молодежью приехали директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция», политолог Александр Шпаковский и заместитель генерального директора ОАО «Камволь» Егор Макаревич.

Контекст первых минут Шпаковского — День Конституции, который отметили 15 марта.

Александр ШПАКОВСКИЙ

— Вместе с Егором Макаревичем мы были в числе 36 членов Конституционной комиссии — обсуждали новеллы часами. А все для чего? Чтобы наша страна и вы были защищены. Давайте с примера: есть в аудитории студенты без профиля в соцсетях? — спикер обводит взглядом присутствующих. — Нет? Это естественно: мы все живем в виртуальном пространстве, эту сферу нужно было отрегулировать, чтобы люди чувствовали себя в безопасности.

И как раз в тему из зала звучит вопрос:

— Были ли в проекте Конституции новеллы, с которыми вы не были согласны?

— Мы очень жарко дискутировали по многим нормам — представьте, в июле 2021 года, когда пришел первый срок сдавать проект документа, из 36 членов комиссии 29 написали к нему замечания в общей сложности на 100 страниц. Но нужно понимать: Конституция задает направления, она не должна детализировать все аспекты государственной политики и жизнедеятельности общества. Скажу, что по итогу я согласен со всеми нормами. Если благодаря Основному Закону страна лет 20—30 будет развиваться стабильно, значит, мы все просчитали правильно.




Но несогласных с отдельными нормами Конституции было достаточно. Шпаковский приводит пример:

— Ко-то спрашивал, зачем мы закрепили очевидные вещи — допустим, ценность семьи и то, что это союз мужчины и женщины. Мы хотели застраховать вас в будущем от политических авантюристов. Раньше и в Европе не было однополых браков и тем более усыновления детей такими парами. У нас тоже появляются определенные круги, которые хотели бы привнести в общество разрушительные установки, не соответствующие традициям белорусского народа. Люди приняли эту норму Конституции, значит, общество не принимает разрушения, которые предлагали оппозиционно настроенные под видом «перемен».

Пользу беседы в Гомельском государственном техническом университете имени П. О. Сухого отметили обе стороны диалога.

О созидании и еще один вопрос из аудитории: выразится ли дальнейшая интеграция Беларуси и России в появлении единой валюты?

Эксперт начинает с метафоры:

— Общая валюта — это окна, а нам нужно укрепить фундамент, я говорю о строительстве общего экономического пространства. Да, некоторые ресурсы мы закупаем по демократичным ценам, но для своих россияне продают гораздо дешевле, этот вопрос также следует решать. А что касается валюты, то и тут серьезные задачи: кто будет обладать правом денежной эмиссии? И вообще, может, это будет не российско-белорусская валюта? Ведь в последние годы мы активно укрепляем сотрудничество с Китаем.

Вопросы спикерам сыпались один за другим — диалог длился бы дальше, но экспертов уже ждали на следующей локации.

— Вы видите, какая молодежь? Понятно, что многие вопросы генерировались во время нашего общения, а не готовились заранее. Одно дело общаться со специалистами, другое — со студентами, учащимися. Ведь именно они через пару лет придут в реальный сектор экономики, а лет через десять уже возглавят предприятия. Им определять дальнейший облик Беларуси, — резюмировал в общении с журналистами Александр Шпаковский.

Егор МАКАРЕВИЧ

Егор Макаревич также высоко оценил активность молодежи и результативность диалога:

— Приятно отметить, что гомельских студентов интересует международная повестка, и это правильно: регион приграничный, нужно понимать, что происходит в геополитическом поле страны и за ее пределами. Уверен, что такие встречи — это кирпичики для строительства современного гражданского общества.

kozlovskaya@sb.by

severyanova@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter