Как в Беларуси развивается шеринговый бизнес: его плюсы и минусы

Жить напрокат

Необязательно владеть жильем, машиной, велосипедом, бытовой техникой и даже одеждой. Вам все это могут дать в аренду. Как экономика совместного потребления поменяла сознание людей?
Александр Лукашенко:

— От любых совместных действий — моих как представителя власти и ваших как представителей бизнеса — должен быть эффект для государства и для предпринимательства. Игра в одни ворота неприемлема. Я за то, чтобы бизнес у нас был свободным, ответственным, более эффективным, но чтобы после принятия решений государство стало сильнее.

2017 год, во время доклада по вопросам выполнения поручений о стимулировании деловой инициативы и исключении излишних требований к бизнесу.

От дрели до квартиры

Если раньше шеринг был просто новомодным направлением, то сегодня это привычная повседневность. Строите гараж? Необязательно покупать бетономешалку — ее можно взять на время. Или зачем приобретать дрель ради нескольких дырок в стене? Сегодня напрокат можно взять даже козу. А квартира? Ведь далеко не все имеют деньги на ее покупку. Съемная однушка — вполне подходящий вариант. И по такому принципу живет значительная часть мира. Беларусь, судя по всему, в общем тренде.

Быстрорастущий сегмент в арендной сфере — рынок средств передвижения. За последние годы он вырос количественно и качественно. Велосипеды, самокаты, легковушки теперь стоят на улицах не только Минска, но и региональных городов. Но больше всего предложений касается техники, оборудования и инструментов. Например, аренда перфоратора стоит от 7 до 28 рублей в сутки, бензопилы — 26, мотокосы — от 13 и выше.

Что касается одежды, то сразу же приходит на ум свадебное платье. Покупка дорогая и, по сути, разовая. Куда вы его потом еще наденете? Конечно, можно хранить в шкафу как память. Или попробовать перепродать. Однако, как ни крути, взять попользоваться проще. Причем речь идет и о различных аксессуарах — фата, перчатки, накидка, ожерелье и так далее.


Отложенные покупки

Вообще, появилось много студий, которые дают напрокат вечерние платья. Владелица одной из них Виолетта Котович говорит:

— Бизнес не такой простой, как кажется со стороны. Открыть его легко, а развивать достаточно сложно. С клиентами бывают ошибки при выборе ассортимента, сложности при работе с нестандартными фигурами. Цикл у нас такой: примерка, бронирование, сдача в аренду, приемка, химчистка. 

Сложным оказался ковидный период, пришлось закрыться, рассказывает Виолетта. Потом начали оказывать другие услуги, помимо аренды нарядов. Создали бьюти-зону — здесь готовили клиента к мероприятию, то есть специалисты делали макияж, прическу. Появилась фотостудия.

— Хочу сказать, что сознание людей касательно аренды меняется. Девочки, которые попробовали хоть раз взять платье на время, остаются довольны и возвращаются к нам снова. Плюс рекомендуют знакомым, — отмечает владелица студии. 

Среди топовых мероприятий — свадьбы. Но это необязательно подвенечное платье, говорит Виолетта:

— Приходят подружки невесты. Они берут наряды, что называется, в пол. Признаются, что покупать такую красоту нецелесообразно — это же на один раз, а потом будет просто висеть в шкафу. Дальше идут корпоративы и выпускные. Еще берут платья на фотосессии, для классических концертных выступлений.


Плюс на минус

Почему экономика совместного пользования стала столь популярна? Вот что по этому поводу говорит руководитель центра поведенческой экономики Memicromacro, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Майборода:

— Суть в том, что мы временно делимся благом или ресурсом с другими людьми при условии либо денежной компенсации, либо групповой взаимности (ты — мне, я — тебе). Новым сейчас в этой схеме является использование современных возможностей интернет-сайтов, мобильных приложений и социальных сетей, что подразумевает наличие коммерческого посредника или информационной площадки. Но к такому виду шеринга относятся только сервисы «от равного к равному», построенные на общих ценностях и доверии. Например, Couchsurfing и Hospitalityclub позволяют бесплатно останавливаться у кого-то в гостях по всему миру.

Как только обмен становится анонимным, а сервис функционирует на рыночной основе, — это уже не экономика обмена, а экономика общего доступа. Наиболее известные примеры — сервис такси Uber и аренды жилья Airnbnb. 

Отличиями шеринга от аренды является необязательность формального сопровождения сделки и оплаты, отсутствие порой требований к состоянию объекта или услуги, меньшая определенность в том, как решать конфликты и проблемы в этой сфере. 

— В чем причина растущей популярности вещей напрокат? 

— Шеринговая экономика в каком-то смысле взорвала рынки многих благ и услуг, потому что современные технологии дали возможность делиться почти всем: можно жить в Париже в роскошной квартире в центре города, а не в отеле, можно подобрать попутчиков в свой автомобиль на пути из Бреста в Гродно, можно на специальном сайте взять временно дрель и поделиться шуруповертом, собрать деньги на реализацию своей идеи и поддержать чужие и т.д. Порой говорят, что шеринг это рыночный коммунизм.

— Какие достоинства и недостатки у этих новых сервисов? 

— То, что выглядит как преимущество, одновременно может быть и недостатком. Со стороны потребителей больше вероятность получить благо ненадлежащего качества, например квартира на фотографии была с более свежим ремонтом и казалась больше. Не всегда есть четкий механизм решения спорных вопросов: что делать в случае поломки временно взятого объекта, кто несет ответственность при аварии арендованного автомобиля и т.д. Практически все шеринговые платформы и сервисы требуют привязки банковских карт и полных персональных сведений, что создает угрозу утечки этих данных.

Со стороны предложения товаров и услуг проблем еще больше. Более дешевые услуги, как правило, оказываются за счет экономии бюджета компании-посредника на зарплатах, так как используют не традиционные договоры найма, а оформляют работников как независимых подрядчиков. Это может оказать негативные последствия на позиции работников на рынке труда, так как они лишены традиционных бонусов и защиты (оплаты больничных, переработанных часов и т.п.), а требования в рамках рейтинговой системы очень жесткие. Таким образом, необходим поиск баланса между гибкостью занятости и защитой прав работников. 

Кроме того, ряд сервисов традиционно является лицензируемыми видами деятельности с высокими стандартами безопасности, что ставит под угрозу возможность легального существования бизнеса, игнорирующего эти требования. А если большинство таких компаний будет работать незаконно, в рамках серой экономики, то возникает вопрос неуплаты налогов и неравных условий для фирм на рынке. 

— Многие эксперты говорят, что более интенсивному развитию шеринга мешает неуважение к чужой собственности. Когда у нас появился велошеринг, некоторые хулиганы закидывали велосипеды и на деревья, и в мусорные баки. 

— Да, такие факты есть. Причем по всему миру. Например, в 2021 году в Уэльсе, несмотря на то что 136 тысяч человек воспользовались байкшерингом Nextbike и совершили более миллиона поездок, 260 велосипедов были испорчены вандалами и 300 украдены, что составило более половины всего велопарка. Предприятие заявило, что, если проблема сохранится, ему придется свернуть свой сервис в этом регионе. Аналогичные трудности заставили некоторые компании уйти из этого бизнеса в США, Китае, Франции и других странах.

— Какое будущее у «обменной» экономики?

— По некоторым оптимистичным оценкам, доля шеринга в мировой экономике к 2025 году составит 50 %. Стартапы в этой сфере легко привлекают финансирование, так как специфика самого бизнеса позволяет получить лояльных продавцов (за счет возможности дополнительного заработка) и потребителей (за счет дешевизны и удобства использования). 

Одной из первых международных компаний в сфере шеринга на белорусском рынке стала Uber в 2015 году. По оценке отраслевой лаборатории антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли БГЭУ, в доковидные годы (2017—2019) число субъектов, которые оказывали услуги такси, выросло на 43 %, количество автомобилей в нерегулярных перевозках — на 30 %, пассажирооборот — на 60 %.

Наше государство осознает, что необходимо cодействовать этому быстрорастущему экономическому сектору. В августе было объявлено о разработке соответствующей дорожной карты. Пока у нас применяются одинаковые критерии к шерингу и традиционному бизнесу. Сдача своей квартиры, поиск попутчиков в поездках, предоставление в аренду собственных вещей в рамках современных законов являются видами предпринимательской деятельности, что требует регистрации, оформления сделок, уплаты налогов. Здесь многое нуждается в совершенствовании. 

Помощь государства

По данным Минэкономики, шеринг получил наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, недвижимость, потребительские товары и частные услуги, машины и оборудование, а также финансы. 

— Успех такого рода сервисов объясняется их выгодой для всех участников экономических отношений, — говорит замминистра экономики Татьяна Бранцевич. — Именно этим можно объяснить все большее внимание производственных компаний к сервисной деятельности. Так как, помимо прибыли, она обеспечивает устойчивость бизнеса посредством диверсификации деятельности и повышает лояльность потребителей к бренду предприятия.

Кроме того, такие модели чаще всего представляют собой информационные сервисы.

— По сути, большинство компаний, функционирующих в сфере экономики совместного потребления, с формальной точки зрения осуществляют деятельность в области информационного обслуживания. То есть, создавая условия для продвижения шеринга в стране, мы дополнительно стимулируем развитие IT-сектора в целом, — считает замглавы Минэкономики.

Татьяна Бранцевич также обратила внимание на экономическую эффективность шеринга:

— Например, за четыре года объем шеринговой экономики в Китае вырос почти в два раза и по состоянию на 2021 год составил 584 миллиарда долларов. В России с 2017 года совокупный объем выручки шеринговых компаний вырос почти в три раза и по итогам 2020-го составил около 14 миллиардов долларов. Выгода очевидна. Поэтому в ближайшей перспективе будет подготовлен план мероприятий по развитию шеринговой экономики у нас в стране.

Дорога к цифровой грамотности

В современном мире барьером для использования шеринга может стать цифровая безграмотность: необходимо уметь разбираться в особенностях различных приложений, привязывать банковские карты, обращаться в службы поддержки, следить за изменениями правил пользования. Например, для того чтобы в первый раз попробовать кикшеринг (аренду электросамокатов) в Минске, необходимо сопоставить предложения пяти фирм на рынке по ценам, количеству самокатов, правилам парковки, зонам, доступным для проезда, и т.д. Категория благ и контекст тоже имеют значение: в отпуске мы склонны пробовать новое и готовы что-то использовать временно, дома больше обращаем внимание на цену и возможность постоянного доступа к благу.

Что дешевле: самокат или такси?

Допустим, нужно доехать от столичной станции метро «Академия наук» до парка экстремальных видов спорта, что на улице Столетова. Расклад такой: самокат на электротяге обойдется в 1 рубль за начало поездки плюс 15 копеек за каждую минуту. В целом поездка заняла около 15 минут. Вышло 3,25 рубля. Теперь берем такси. Вбиваем в приложение адрес. В пути около 10 минут. Цена — 4,50 рубля. Если ехать в час пик, цена возрастает аж до 10 рублей, время на дорогу увеличивается. Самокат влиянию этих факторов не подвержен.

БЛИЦОПРОС

Что берете в аренду? 

Татьяна Синявская, директор средней школы д. Чернавчицы Брестского района:

— Моя подруга недавно родила и взяла в аренду коляску. Говорит, что это очень удобно и гораздо дешевле, чем покупать. Что касается меня, перед новогодними утренниками беру напрокат костюм ребенку.

Игорь Завалей, депутат Палаты представителей Национального собрания:

— Я активно пользуюсь шеринг-сервисами, для того чтобы не загружать пространство лишними вещами. Иногда по парку хочется проехаться на самокате. Но зачем его покупать, если можно просто взять на время. Ездили с женой в Силичи покататься на сноуборде. Не видим смысла покупать дорогую экипировку: доска, шлем, перчатки, комбинезон. Это затратно и негде хранить.

Наталья Байдо, учитель химии и биологии гимназии № 3 Витебска:

— Я пользуюсь каршерингом, кикшерингом, такси. Думаю, что все это дает возможность здорово экономить. Например, чтобы содержать машину, нужно потратиться. При этом если ты живешь в городе, где хорошее транспортное сообщение, то машина — это роскошь. Тем не менее есть ситуации, когда автомобиль нужен, к примеру, перевезти вещи. Тогда на помощь приходит каршеринг.

Не хулигань и не угоняй

Летом в Минске задержали 20-летнего парня, не имевшего права управления транспортными средствами и угонявшего каршеринговые авто. 

— Некоторые граждане, используя чужие аккаунты, арендуют транспортные средства и совершают неправомерные поездки. Такие действия в соответствии с законодательством квалифицируются как угон, — говорит начальник ОУР Центрального РУВД Минска Александр Масловский. 

Всего в столице с начала года угнано 68 машин каршеринговых сервисов. Схожие проблемы с желтыми велосипедами и электросамокатами.

Сотрудники уголовного розыска Центрального РУВД Минска задержали 19-летнего брестчанина, который утопил в Свислочи электросамокат. Накануне он приехал в Минск и провел веселый день с друзьями за бутылочкой спиртного. Вечером приятели предложили ради шутки снять видео, как гость сбрасывает электросамокат в реку. Потом один из друзей опубликовал эту видеозапись, в считаные часы она распространилась в социальных сетях. Соответствующая информация поступила и в милицию. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело за хулиганство.

Ему грозит арест или ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на срок от одного года до шести лет по части 2 статьи 339 Уголовного кодекса. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter