Александр Чаврей разбирается со снегом.
Деревянное одноэтажное здание с аккуратным крылечком, ухоженный двор, скамеечки с изящными металлическими подлокотниками… Дом самостоятельного комфортного проживания в деревне Войково напоминает агроусадьбу. И сразу видно: тот, кто здесь находится, чувствует себя как хозяин. Постоялец Александр Чаврей встречает гостей с лопатой в руках — подчищает дорожки от снега, помогает рабочему по уборке. Он здесь самый молодой, и хоть имеет группу инвалидности, старается давать себе посильную физическую нагрузку.
Всего в доме четверо жильцов. Мужчины — каждый в отдельной комнате, две женщины — в одной. Татьяна Ивановна Редуто и Галина Васильевна Храновская почти ровесницы — давно разменяли девятый десяток. Шутят: им надо быть поближе друг к дружке, потому что слух у обеих совсем слабый.
Галина Храновская.
Татьяна Ивановна живет одна в соседней деревне. Сын с семьей в Москве. Звал мать к себе переехать, да мегаполис старушке совсем не по душе. Предложение работников ТЦСОН Узденского района пожить в доме самостоятельного пребывания ей понравилось. О переселении не пожалела.
— Я сильно мерзлявая, — искренне признается старушка, протягивая свои искривленные болезнью морщинистые руки. — После войны на ферме работала — в ледяной воде морковку телятам мыла, так застудилась вся. Поэтому платок, телогрейку и сегодня никогда не снимаю. Да в морозы и это не спасает.
В доме временного проживания — газ, горячая вода, два санузла с душем, стиральная машина, хорошо оборудованная кухня. В каждом номере — по телевизору. Бытовой комфорт ни в какие сравнения с местом прописки Татьяны Ивановны не идет. А еще соцработник еду ей готовит, продукты носит и лекарства, помогает помыться, постирать, оплачивает телефон, другие услуги. И чуть ли не каждый день по мессенджерам организует связь с сыном, чтобы тот видел, что с матерью все в порядке.
Татьяна Редуто.
— Нравится мне тут, повеселела даже, — говорит Татьяна Ивановна. — Главное — не одиноко. Подружка есть, чай пьем вместе, передачи смотрим. Если давление подскочит, можно врача вызвать, амбулатория рядом, телефон под боком. Грех жаловаться!
Заведующая отделением социальной помощи на дому Жанна Гаврильчик рассказала об условиях размещения в доме совместного пребывания:
— Заселиться сюда может любой пожилой человек или инвалид, проживающий один и за которым не осуществляется уход на дому. Плата за проживание зимой составляет около 160 рублей в месяц. В эту сумму входят затраты по отоплению, электроэнергии, водоснабжению, пользованию бытовой техникой и т. д. Питается каждый постоялец за собственные средства. Помощь соцработника — по желанию.Запрещается распивать спиртные напитки, курить, шуметь. А вот принимать гостей днем с чаепитием — пожалуйста. 15 декабря к Татьяне Ивановне приедут родственники, будем отмечать ее юбилей. Кстати, сюда к праздникам мы бесплатно привозим концерты.
Возможность поселиться в доме совместного комфортного проживания есть и у того, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию. У 66‑летнего Михаила Николаевича Коледы судьба сложилась так, что остался в этом возрасте без жилья и без помощи близких. Теперь живет здесь, даже устроился работать на ферму. Надеется к весне хорошо себя зарекомендовать и получить жилплощадь от хозяйства.
Михаил Коледа.
КОМПЕТЕНТНО
Наталья Селевич, консультант управления организации соцобслуживания Минтруда и соцзащиты:
— В Беларуси, по последним данным, функционирует около 40 домов самостоятельного совместного проживания, где находится более 270 нетрудоспособных граждан. Условия размещения и пребывания могут отличаться в зависимости от региона. Определяют все критерии функционирования местные исполкомы в зависимости от потребностей нетрудоспособных жителей.
kozlovskaya@sb.by