95 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Василия Шукшина: вспоминаем его лучшие фильмы

Жил‑был Шукшин

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Василия Шукшина — писателя‑классика, блестящего актера, талантливого режиссера и сценариста. Его наследие столь велико и разнообразно, что говорить о нем можно без конца. Авторский почерк Шукшина что в литературе, что в кино — показывать человека и его жизнь без прикрас, не приглаживая реальность, со всеми муками и радостями. Вспомним сегодня лучшие фильмы, связанные с его именем.

«Два Федора» (1958)

Первый фильм, в котором Василий Шукшин как актер получил главную роль, рассказывает о взаимоотношениях вернувшегося с войны Федора‑большого и пригретого им сироты, беспризорного мальчишки Федора‑малого. К режиссеру Марлену Хуциеву, уже успевшему снять знаменитую «Весну на Заречной улице», Шукшин пошел ассистентом, а уже потом ему было предложено сыграть главную роль. И на съемках Шукшин трудился в двух ипостасях: как помреж, которому приходилось отвечать за все мелочи, и как актер. «Два Федора» имели успех, а Василий Шукшин сделался востребованным актером, его начали охотно снимать и другие режиссеры, оценившие его талант и умение проживать на экране жизнь своего героя.

«Живет такой парень» (1964)

Фильму «Живет такой парень» в этом году исполнилось 60 лет: это первая полнометражная режиссерская работа Василия Шукшина, в основу которой легли его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». В главной роли молодого шофера Пашки Колокольникова начинающий кинематографист снял своего однокурсника Леонида Куравлева. Также он пригласил известных актрис Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающего актера Родиона Нахапетова. «Начал работать как кинорежиссер — снимаю фильм по своему же сценарию, — рассказывал Шукшин в письме матери. — Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там».


В СССР киноленту посмотрело целых 27 миллионов зрителей — гигантский успех для режиссерского дебюта. На первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картину наградили «за жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение», а на Венецианском фестивале фильм получил приз «Лев святого Марка».

«Печки‑лавочки» (1972)

Этот фильм, в котором Шукшин выступил в качестве режиссера и сценариста, а также сыграл вместе с женой, актрисой Лидией Федосеевой‑Шукшиной, он особенно любил и считал своей лучшей работой. В веселой и трогательной картине сыграли Георгий Бурков, Всеволод и Елена Санаевы, Станислав Любшин и Зиновий Гердт, знаменитый клоун‑мим Леонид Енгибаров, а также жители родных Шукшину алтайских сел. «За последнее время наши сценаристы создали немало картин, радующих красочностью языка, меткостью словоупотреблений, выразительностью современной народной речи. Здесь в первую очередь следует назвать сценарии В. Шукшина, в частности его «Печки‑лавочки» — писал о фильме известнейший советский кинокритик Борис Рунин. Не менее известный киновед Ростислав Юренев тепло принял работу Шукшина, назвав ее «серьезной комедией».

«Калина красная» (1973)

Повесть «Калина красная» Василий Шукшин писал на больничной койке, тогда же и там же он задумал и экранизацию. Партнершей по фильму вновь стала супруга Лидия Федосеева, а главного злодея сыграл лучший друг Георгий Бурков. Съемки шли близ Вологды, картина была завершена меньше чем за год. Матери он писал в письмах: ««Я жив‑здоров. Снимаю картину. И сам в ней опять играю. Тяжелее, конечно, но уж брать тяжесть, так всю сразу».


60 миллионов зрителей за год — «Калина красная» стала практически самым известным фильмом 1970‑х. 
В 1974 году кинолента получила главный приз на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года. «Калина красная» была признана лучшей картиной года и согласно опросам многомиллионной аудитории читателей журнала «Советский экран», а сам Шукшин назван лучшим актером.

«Они сражались за Родину» (1974)

Несмотря на все ухудшающееся самочувствие, Василий Шукшин принял предложение режиссера Сергея Бондарчука сыграть главную роль солдата Петра Лопахина в его новой киноленте «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова. Съемки шли в Волгоградской области, артисты и съемочная группа жили на теплоходе «Дунай», где у Шукшина была отдельная каюта: помимо занятости в фильме, он трудился по ночам над новыми рассказами. Партнерами в этом фильме были Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Андрей Ростоцкий, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева… В картине были заняты и жена Лидия Федосеева, и Георгий Бурков — самый близкий друг Шукшина. Именно он обнаружил его мертвым в каюте 2 октября 1974 года. Василия Шукшина во сне настиг инфаркт миокарда, не отснятым остался единственный эпизод с его участием. В нем доснялся однокашник по ВГИКу Юрий Соловьев, озвучил роль Лопахина актер Игорь Ефимов…


Картину «Они сражались за Родину» в прокате посмотрело 40,6 млн зрителей, в 1975 году журнал «Советский экран» назвал фильм лучшей картиной года, а Василия Шукшина вновь — лучшим актером. В 1977‑м картина удостоена Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Воспоминание о Шукшине оставил Шолохов, с которым они познакомились на этих съемках: «Он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter