Все-таки белорусы – люди уникальные: наша гуйадиха еще даже не обжилась в Литве, но уже командует, как у себя на кухне. “Мы просим не закупать продукцию "Беларуськалия"…, это связано также и с "Гродно Азотом", "Нафтаном" и другими компаниями, которые важны для режима”, – я правильно понимаю, что «мы» – это и Сережа тоже? “Но мы не говорим о вечной остановке – с приходом нового президента все связи должны быть возобновлены”. Должны быть, так себе и запишите, пане литовцы.
Уникальность оборачивается боком: гуайдиха понятия не имеет, что экономический фарш обратно в мясорубку поставок и обязательств запихать весьма трудно, если вообще возможно. Мы ж не будем ждать балтийской погоды, а немедленно заключим договоры в других направлениях. Долгосрочные, почти вечные, надо ж понимать.
Истеблишмент наших соседей прогнил давно и, похоже, до основания. Начав однажды истерику вокруг БелАЭС, остановить ее без собственной политической катастрофы трудно. Хотя в Литве ни для кого не секрет, что белорусскую электроэнергию они как покупали, так и будут покупать. Просто для населения она уже стала дороже из-за цепочки посредников. Это рыночная экономика, она вот так работает.
Однако литовские политики у власти на население обращают мало внимания. Начав обцеловывать гуайдиху в разные места, опять-таки нельзя уже просто остановиться и сказать, что один раз не считается. Будущий министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте говорит прямо: «Невзирая на краткосрочные собственные экономические интересы… экономические санкции могут стать тем оружием… да, это может оказать негативные последствия для экономики Литвы».
Да. «В экономическом смысле это окажет очень негативное воздействие на Клайпедский порт, – прокомментировал гендиректор Альгис Латакас, – это будет очень большой убыток». Конечно, большой. В 2019 году белорусские грузы (это 14,1 млн тонн) составили 30,5% совокупных погрузок порта. Всех. Однако Вильнюс предпочитает рассуждать «невзирая».
Но, как говорится, и это еще не все. Наш «Беларуськалий» также является «основным клиентом Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги)». Иначе говоря, экономика соседей начнет сыпаться по цепочке, конец которой, как всегда, будет больно бить по ни в чем не повинному литовскому народу.
Эксперты подсчитали: «Клайпедский порт дает 6–7% ВВП Литвы. Если учесть, что примерно треть его грузооборота приходится на белорусский транзит, то экономика Литвы сразу «просядет» на 2–2,5%». И это только порт – без учета остальных хозяйственно-экономических связей. Без последствий пандемии. Без понимания того, что экономика Литвы будет в числе последних, которые Евросоюз станет поднимать.
Что же заставляет литовские власти «невзирать» на обнищание собственной страны? Ведь не призывы же «Светы с Сирожей» – мы-де «предложили представителям литовских властей пересмотреть условия транзита».
Жаль, что среди литовских политиков так мало тех, кто еще помнит Ильфа и Петрова: «Они пишут мне «предлагается»! Мне, подчиненному непосредственно центру! Да что они, с ума там посходили! Они бы еще написали «предписывается». Мужланы».
Но трезвый ум, расчетливость и желание в любые, даже самые непростые, времена поддерживать свой народ, полагаю, остались у большинства литовцев, наших соседей. Осталось лишь подождать, когда и их голос будет услышан.
mukovoz@sb.by, t.me/nakipelo_by