— Ирина Петровна, какова доля потребкооперации в обслуживании сельскоих жителей Витебщины? Почему она снижается?
— Витебский облпотребсоюз остается основным сетевым оператором в глубинке. Предприятиям пот- ребительской кооперации принадлежит более 70 процентов торговых площадей на селе. Действительно, на протяжении последних лет ее сеть сокращается. Обусловлен этот процесс в первую очередь экономическими причинами. Проблема организации торгового обслуживания усугубляется спецификой территориального расселения, то есть большим количеством малонаселенных деревень и значительным расстоянием между ними. По информации облпотребсоюза, в 2017 году более 28 процентов торговой сети потребкооперации обслуживало деревни, в которых проживало до 200 жителей. При этом указанные торговые объекты формировали всего около 10 процентов розничного товарооборота системы.
Содержание магазинов в небольших населенных пунктах, как правило, не приносит прибыли и становится социальной нагрузкой для райпо. Для снижения издержек нерентабельные объекты приходится закрывать и пускать по этому маршруту автомагазин. В связи с убыточностью некоторых предприятий потребкооперации принимаются решения об их ликвидации, и происходит перераспределение зон обслуживания. Так, в четвертом квартале 2017 года торговое обслуживание населения Браславского, Чашникского и Шумилинского районов передано организациям потребительской кооперации близлежащих районов. В этом году Докшицкому, Верхнедвинскому, Россонскому и Ушачскому райпо передано в аренду 76 торговых объектов и маршруты 19 автомагазинов ликвидируемых Глубокского и Полоцкого районных обществ. Произошла смена торгового оператора в Оршанском районе. Результаты мониторинга в мае-июне в Шумилинском, Оршанском, Полоцком, Чашникском районах, на территории которых происходит реорганизация райпо, показали, что проведенная работа по передаче объектов платежеспособным организациям позволила повысить уровень обслуживания, увеличить насыщение товарами в основном за счет продукции белорусских производителей.
— Какие меры приняты для стабилизации финансового положения райпо, которые работают с убытками?
— Разработан План мероприятий на 2018—2020 годы. В соответствии с ним ликвидируются убыточные райпо, а принадлежащие им объекты торговли передаются платежеспособным организациям. Много внимания уделяется развитию материально-технической базы, системы товародвижения, снижению затрат, вовлечению в хозоборот неиспользуемых зданий. В 2019 году наметили создать четыре межрайонных потребительских общества по территориальному признаку: Витебское, Глубокское, Оршанское и Полоцкое.
— А насколько активны в глубинке индивидуальные предприниматели?
— Только за 6 месяцев года налоговыми льготами в соответствии с Указом № 345 воспользовались 61 юридическое лицо и 176 индивидуальных предпринимателей, а преференциями в части реализации алкогольных напитков — 19 юридических лиц и 16 индивидуальных предпринимателей. На селе в Браславском, Верхнедвинском, Витебском, Глубокском, Полоцком, Поставском, Шарковщинском районах открыты 14 объектов торговли и 4 общепита. Имеется информация о том, что в Браславском, Докшицком, Лиозненском районах частники планируют открыть магазины и точки общепита в неиспользуемых зданиях и помещениях. Надеемся, активность индивидуальных предпринимателей и малых предприятий даст о себе знать и в других районах области.
— Ирина Петровна, а как сами сельчане воспринимают процесс оптимизации торговой сети?
— Конечно, в ходе оптимизации и перераспределения зон обслуживания возникают вопросы обеспечения товарами сельчан. Но это рабочий процесс. Райисполкомы оперативно принимают меры по предотвращению социальной напряженности. Сложности есть, однако с уверенностью могу сказать: для жителей каждой деревни обеспечена доступность торгового обслуживания.
zakharov@sb.by
Фото автора