В Витебской области переформируют торговое обслуживание на селе

«Ждем большей активности частника в глубинке»

Сельская торговля, представленная главным образом магазинами и автолавками Белкоопсоюза, переживает непростые времена. И как бы кооператоров ни критиковали за технологическую отсталость, неконкурентоспособность, еще совсем недавно  никто особо не стремился занять их место в глубинке. Ситуация меняется. В малые и большие деревни приходят как известные крупные сетевые операторы, так и представители малого бизнеса. Не последнюю роль в этом сыграл прошлогодний Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который дал множество выгодных преференций частным компаниям, инициативным и предприимчивым людям, готовым работать на селе.



В свете последних изменений  торговое обслуживание сельчан в Витебской области планируется переформировать. О проблемах, которые назрели в отрасли, путях их решения и перспективах — в интервью корреспондента «СГ» с начальником главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома Ириной ЛЕВКОВИЧ.

— Ирина Петровна, какова доля потребкооперации в обслуживании сельскоих жителей Витебщины? Почему она снижается?

— Витебский облпотребсоюз остается основным сетевым оператором в глубинке. Предприятиям пот- ребительской кооперации принадлежит более 70 процентов торговых площадей на селе. Действительно, на протяжении последних  лет ее сеть сокращается. Обусловлен этот процесс в первую очередь экономическими причинами. Проблема организации торгового обслуживания усугубляется спецификой территориального расселения, то есть  большим количеством малонаселенных деревень  и значительным расстоянием между ними. По информации облпотребсоюза, в 2017 году более 28 процентов торговой сети потребкооперации обслуживало деревни, в которых проживало до 200 жителей. При этом указанные торговые объекты формировали всего около 10 процентов розничного товарооборота системы.

Содержание магазинов в небольших населенных пунктах, как правило, не приносит прибыли и становится социальной нагрузкой для райпо. Для снижения издержек нерентабельные объекты приходится закрывать и пускать по этому маршруту автомагазин.  В связи с убыточностью некоторых предприятий потребкооперации принимаются решения об их ликвидации, и происходит перераспределение зон обслуживания. Так, в четвертом квартале 2017 года торговое обслуживание населения Браславского, Чашникского и Шумилинского районов передано организациям потребительской кооперации близлежащих районов. В этом году Докшицкому, Верхнедвинскому, Россонскому и Ушачскому райпо передано в аренду 76 торговых объектов и маршруты 19 автомагазинов ликвидируемых Глубокского и Полоцкого районных обществ. Произошла смена торгового оператора в Оршанском районе. Результаты мониторинга  в мае-июне в Шумилинском, Оршанском, Полоцком, Чашникском районах, на территории которых происходит реорганизация райпо, показали, что проведенная работа по передаче объектов платежеспособным организациям позволила повысить уровень обслуживания, увеличить насыщение товарами в основном за счет продукции белорусских производителей.

—  Какие меры приняты  для стабилизации финансового положения райпо, которые работают с убытками?

— Разработан План мероприятий на 2018—2020 годы. В соответствии с ним ликвидируются убыточные райпо, а принадлежащие им объекты торговли передаются платежеспособным организациям. Много внимания уделяется развитию материально-технической базы, системы товародвижения, снижению затрат, вовлечению в хозоборот неиспользуемых зданий. В 2019 году наметили создать четыре межрайонных потребительских общества по территориальному признаку: Витебское, Глубокское, Оршанское и Полоцкое.

— А насколько активны в глубинке индивидуальные предприниматели?

— Только за 6 месяцев года налоговыми льготами в соответствии с Указом № 345 воспользовались 61 юридическое лицо и 176 индивидуальных предпринимателей, а  преференциями в части реализации алкогольных напитков — 19 юридических лиц и 16 индивидуальных предпринимателей. На селе в Браславском, Верхнедвинском, Витебском, Глубокском, Полоцком, Поставском, Шарковщинском районах открыты 14 объектов торговли и 4 общепита. Имеется информация о том, что в Браславском, Докшицком, Лиозненском районах частники планируют открыть магазины и точки общепита в неиспользуемых зданиях и помещениях. Надеемся,  активность индивидуальных предпринимателей и малых предприятий даст о себе знать и в других районах области.

— Ирина Петровна, а как сами сельчане воспринимают процесс оптимизации торговой сети?

— Конечно, в ходе оптимизации и  перераспределения зон обслуживания возникают вопросы обеспечения товарами сельчан. Но это рабочий процесс. Райисполкомы  оперативно принимают меры по предотвращению социальной напряженности. Сложности есть, однако с уверенностью могу сказать: для жителей каждой деревни обеспечена доступность торгового обслуживания.

zakharov@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter