Она любит графику и сочные цвета. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 16. С тех пор прошло 11 лет, Екатерина Витковская живет в Бобруйске и учит рисовать ребятишек, которые, как и она сама когда-то, воспитываются в детских домах семейного типа.
В своем творчестве Екатерина нередко обращается к теме мифологии
Во сне и наяву
Людмила Рубан, которая с мужем вырастила 40 сирот, в том числе и Катю, рассказывает:– Имея двоих сыновей, взяли на воспитание еще пятерых. А потом случилось чудо – супругу приснилась девочка, которая очень ждет родителей. Сказала, что ее имя из четырех букв, начинается на «К». Сон показался мужу настолько реалистичным, а его рассказ меня так впечатлил, что мы… отправились искать этого ребенка. Среди бобруйских сирот никого похожего не оказалось, но мы не сдались – поехали в Могилев. Когда в детдоме узнали, что хотим взять семилетнего ребенка, привели четверых. Среди них была хрупкая девочка, увидев которую муж сказал: она. Когда представилась Катей, сомнений не осталось.
Характер у Катюши оказался непростой: дерзила, хулиганила, резала шторы, била посуду. Людмила Анатольевна вспоминает:
– Нас регулярно вызывали в школу: «Ваш ребенок дерется», «Ваша девочка грубит». Пытались найти к ней подход, разговаривали по душам, водили к психологу. Пока не заметили: Катя успокаивается, когда рисует…
Воспитанники детского дома семейного типа Карахановых обожают уроки ИЗО
Холст как антидепрессант
Екатерине тяжело даются воспоминания о жизни без родителей:
– Рано оказавшись в детдоме, я, как все дети, надеялась, что однажды обрету любящих маму и папу. Но забирали других, а я со стороны наблюдала за чужим счастьем. Наконец, нашлась семья и для меня. Только через неделю потенциальные родители привели меня обратно. Пообещали, что скоро вернутся и исчезли. Потом история повторилась еще раз и еще. Меня брали – и предавали. Поэтому, когда появились мама Люда и папа Юра, я, больше не доверявшая взрослым, стала испытывать их на прочность. Очень благодарна родителям, что не испугались, не отказались от меня. Напротив, окружили заботой и вниманием, хотя я у них была не единственным сложным ребенком. У большинства детдомовцев характеры, как и судьбы, непростые.
Заприметив, что Катю успокаивает рисование, супруги Рубан стали развивать в ней творческие способности. Людмила Анатольевна рассказывает, как это было:
– Поначалу она могла исчиркать бумажный лист карандашом до дыр – вымещала на нем обиду, негодование. А когда осознала, что получаются хорошие рисунки, что в нее верят, начала стараться.
Так папа говорил
Катя участвовала в городских, областных, международных выставках детского творчества. В Бобруйском государственном колледже имени А. Е. Ларина получила две специальности: художника-оформителя, преподавателя ИЗО и черчения. Теперь она студентка БГПУ имени Максима Танка, будущий сурдопедагог. Работает в Центре творчества детей и молодежи Бобруйска, на дому обучает детишек из пяти детских домов семейного типа. В одном из них мы ее и застали.
– Екатерина – талантливый наставник, – хвалит Светлана Караханова, воспитывающая с мужем десятерых детей. – Пока ребятишки рисуют, она рассказывает им о культуре нашей страны, истории, мифологии.
Вот на рисунке 13-летнего Артема Карниенко – богиня жизни в графическом стиле, 15-летней Маргарите Терещенко больше нравится аниме, шестилетняя Саша Кузнецова с усердием малюет свой уютный дом, а восьмилетний Арсений Буланов – жар-птицу, которая «обязательно принесет счастье». Когда Карахановы взяли Сеню, его словарный запас ограничивался несколькими фразами. Илья Фесько и вовсе учился во вспомогательной школе, в седьмом классе рисовал, как двухлетний ребенок. Теперь его «Танцовщицу и дракона» можно демонстрировать на выставке. Светлана Владимировна гордится сыном:
– Илья учится в строительном колледже. Мы стараемся всесторонне развивать детей и Кате очень обязаны, потому что она к каждому ребенку, даже самому трудному, находит подход.
Сама же Екатерина уверена: с помощью рисунков дети выражают свои мысли и эмоции, и это дает им возможность раскрыться как личностям. А рассказы о великих художниках Ван Гоге, Брейгеле, которые вдохновляли ее, о прочитанных книгах, белорусских традициях стимулируют интерес к учебе, изучению нового. Молодой педагог обращает внимание:
– Объясняю, что одного таланта мало. Чтобы добиться результата, нужны усердие и дисциплина. Этому меня учил папа Юра.
Юрию Николаевичу, которого уже нет в живых, Катя посвятила одну из графических работ:
– Квадрат в центре символизирует его цельную натуру, яркие цвета – многослойную личность. Он был прекрасным отцом, наполнявшим будни теплом и светом.
Эти тепло и свет Екатерина Витковская несет своим воспитанникам. Потому что для нее важно, чтобы уроки рисования добавляли в жизнь этих слишком рано повзрослевших детей ярких красок и позитивных эмоций.