На фестивале «Кинотавр» Жанна Фриске представила фильм «Кто Я?», в котором сыграла одну из главных ролей. В последнее время Фриске все труднее даются такие поездки, ведь вдали от дома она скучает по своему малышу. Лабрадора Улиуса Жанне подарили мы, исполнив давнюю мечту актрисы и певицы. Незадолго до «Кинотавра» наш корреспондент побывал в гостях у Жанны и Улиуса в загородном доме и узнал, почему они ссорятся и как потом мирятся.
Я старалась каждую минуту быть рядом
– Жанна, оказывается, лабрадор Улиус, которого мы с вами выбрали, приходится троюродным братом собаки Кони – любимицы Владимира Путина…
– Да, мне владельцы щенка уже сказали об этом. Конечно, факт, не лишенный приятности. Но не он определил мой выбор. Я ведь последние несколько лет мечтала завести собаку именно этой породы. Читала книги о лабрадорах, расспрашивала всех. Они такие дружелюбные и добрые. Помню, как только вошла в дом заводчиков Наташи и Александра, меня встретила мама щенков – лабрадорша Виски, – приветливая, ласковая, крепкая и женственная одновременно. Встала на задние лапы, передние положила мне на плечи и облизала лицо. И стояла со мной рядом, пока я выбирала щенков. Я приподнимала и рассматривала каждого по очереди. Один остался равнодушен, другой смотрел уныло, третий отвернулся… А последний, шестой, как только оказался на руках, завилял хвостом, лизнул в нос и посмотрел так весело, словно сказал: «Привет! Как дела?» Я поняла – он тоже выбрал меня!
Потом я считала дни, когда же смогу его забрать. Купила корм, игрушки, ошейники: на каждый день, на выход в гости и строгий, для выставок. И только две недели спустя я привезла собаку домой.
– Вы помните первый день пребывания щенка в новом доме? Быстро он освоился?
– Сначала он боялся, скулил. Я старалась каждую минуту быть рядом. И он везде ходил за мной. Даже в душ со мной отправился. С самого первого дня я решила, что у собаки в доме должна быть своя территория, у меня – своя. Поэтому к себе на второй этаж Улиуса не беру, его место – только на первом. Вечером, когда ухожу спать, говорю ему: «Спокойной ночи, Ули!» Он садится рядом с лестницей, ведущей наверх, виляет хвостом. А утром чувствует, что я проснулась: когда спускаюсь – снова сидит у лестницы, ждет.
– Кто дал щенку такое красивое имя?
– Я устроила настоящий кастинг. Не так-то просто, оказывается, придумать красивую кличку на букву «У» – у породистых собак с именами строго! За две недели друзья предложили миллион вариантов, но нет, чувствовала: все не то. Два дня мой щенок жил в новом доме без имени. А на третье утро я проснулась и произнесла: «Улиус». Спустилась по лестнице, окликнула: «Ули, Ули» – и он сразу отозвался. Видимо, ему тоже понравилось. Только от одного его полного имени можно в восторг прийти: по паспорту он «лабрадор ретривер Улиус Очень важная персона»!
В начале мая я отдыхала в Майами, это была наша с Улиусом первая разлука. Просила друзей: «Пожалуйста, не оставляйте его одного, пусть в доме постоянно кто-нибудь будет». Отдыхала отлично. Но каждый день звонила домой – узнавала, как пес себя чувствует, передавала приветы. Конечно, я скучала по нему.
Спала в будке в обнимку с собакой
– Жанна, вы так непринужденно обращаетесь с Улиусом. У вас в детстве, видимо, были домашние питомцы?
– В детстве я любила всех собак на свете. Дома у нас целых 17 лет жил пекинес Чарли. Он умел стоять на задних лапах, при этом одну очень смешно вытягивал вперед. А когда папа пел «Подмосковные вечера» или «Вечерний звон», Чарли подвывал, точно попадая в каждую ноту. Он любил плавать и даже нырял. В одном доме с нами жила кошка, с которой у моего Чарли был страшный роман. И за этой трогательной историей с удовольствием наблюдали все наши соседи. Но случилось так, что кошка погибла. И когда однажды мы с Чарли пришли в гости к другим соседям, у которых тоже жил сиамский кот, наш пекинес бросился к нему поиграть, а тот выпустил когти. У Чарли до конца жизни осталось бельмо на глазу. С тех пор с кошками у меня взаимное неприятие. Когда прихожу к кому-нибудь домой, хозяйская кошка ко всем будет ласкаться, но меня обойдет.
Моя мама, как местный Красный Крест, тащила домой всех беспризорных псов в районе: пуделя, карликового пинчера, дога, ротвейлера, такс… Отмывала, откармливала и потом отдавала их в хорошие руки – писала и расклеивала объявления на всех столбах и таким образом находила хозяев.
Лет в девять я поехала отдыхать в деревню к бабушке. И там приютила бездомную кошку. Накормила, поиграла и уложила спать в своей кровати. Ох и досталось мне тогда от бабушки! Но я все равно продолжала свое. Не раз меня находили спящей в обнимку с псами в какой-нибудь будке по соседству. Я была этаким Маугли.
– Профессиональные собаководы говорят, что по поведению собаки можно определить привычки хозяина. Как думаете, Ули уже что-то перенял от вас?
– Пока ничего не могу сказать, он еще маленький, 4 месяца всего. Но у меня жил мопс Жозефина, о которой мама часто говорила: «Ну, Зифа – вся в тебя!» Такая кокетливая изящная мадам»! Режиссер Сережа Кальварский при каждой нашей встрече удивляется: «Жанна, сам не понимаю, почему ты у меня ассоциируешься с мопсом?!»
Я смеюсь. Может быть, не только Жозефина у меня, но и я у нее переняла какие-то ужимки?! Ее мне подарили 8 лет назад. Жили мы с ней душа в душу, но я так часто уезжала на гастроли, так подолгу не бывала дома, что пришлось отдать ее родителям. Зифа родила сыночка – Демиса, с которым подружился мой папа. Они вообще редко расстаются, папа Демиса даже в гости берет.
У родителей в загородном доме живут еще три овчарки и восемь кошек. Но Зифа с Демисом всех строят, считают себя главными в этой большой семье. Даже не знаю, как они воспримут Улиуса. Они такие ревнивые!
– Улиус – домашняя собака или вы уже выводили своего питомца в лес, который неподалеку от поселка?
– Мне давно хотелось погулять с Улиусом на природе. Но он был еще маленький. И только теперь, в начале лета, мы с ним совершили первую вылазку. Было так весело за ним наблюдать! Он очень впечатлительный, нюхал каждый цветочек – для него все эти запахи были внове! Валялся в траве, резвился. Мы пришли домой – грязные, испачканные в глине, но довольные. Помыла я Ули щеткой, поскребла. И мы с ним вместе залегли на диван читать книгу. Телевизора у меня в загородном доме нет. Когда я здесь, стараюсь по большей части отдыхать и не забивать голову лишней информацией. Пока я читала, он лежал рядышком. Потом смотрю: задремал. Устал…
Я чувствовала себя как на экзамене
– Наверняка предложения сниматься в кино потупают к вам еще со времен «Дозоров» чуть ли не каждый день. А вот принимаете вы их редко. Фильм с вашим участием «Кто Я?» – четвертый, если не считать новогодних телемюзиклов. Что же влияет на ваш выбор?
– Еще несколько лет назад я и предположить не могла, что буду сниматься в кино. И, честно говоря, не мечтала об этом. Это мой папа, когда я была подростком, хотел видеть меня актрисой, даже водил на кинопробы. Однажды шел кастинг на роль девушки-хиппи. Мне распрямили волосы, разделили их ровным проборчиком, тесемку на лоб повязали… И меня, и остальных кандидаток гример по-быстрому красила одной кисточкой. На роль меня не утвердили, а вот конъюнктивит я с «Мосфильма» принесла. Впоследствии папина мечта сошла на нет. Так сложилось, что предложения сняться в кино ко мне пришли очень вовремя – я оказалась к этому готова.
Предложение сыграть в фильме «Кто Я?» поступило, как и многие другие, по электронной почте. Около месяца я не находила времени прочитать сценарий. В последнее время присылали много чепухи: и кровавые боевики, и несмешные комедии, которые вызывали лишь жалость… Банальные фразы, обстоятельства, поступки… Роли, которые предлагали, были по меньшей мере странными, я не понимала, зачем мне это может быть нужно: жена олигарха, например, светская львица, уставшая от жизни и изменяющая мужу. И зовут ее непременно Алиса, как мою героиню в «Дозорах». Но с фильмом Клима Шипенко «Кто Я?» дело обстояло иначе. Как только открыла сценарий, увлеклась так, что прочитала его на одном дыхании до самого конца. Сюжет его оригинален: человек теряет память, не может вспомнить, кто он и откуда. Все, что с ним случается, – очень серьезно, таинственно. Это, кстати, реальная история, несколько лет назад случившаяся в Севастополе. Женских ролей было несколько. Пока читала, не знала, какую именно предлагают мне. Оказалось, возлюбленную главного героя – актрису Анну Левину. Мою кандидатуру Климу Шипенко предложили продюсеры фильма. Сам он туманно представлял, кто я и чем занимаюсь. Последние 15 лет Клим жил в Америке, обо мне не слышал, поэтому решил добыть информацию в Интернете. Набрал в поисковой системе «Жанна Фриске». Догадайтесь с трех раз, что он получил?! На Клима вывалилось столько ссылок на скандальные статьи желтой прессы, столько обнаженных фотографий-подделок! Он был в шоке. И даже решил, что подобная «популярность» его фильму не нужна. Ведь Клим пригласил сниматься актеров, которых можно назвать мастерами авторского кино: Сергея Газарова, Викторию Толстоганову, Анатолия Белого. В главной роли – Александр Яценко. А в первом фильме Шипенко «Непрощенные», который он показал на прошлом «Кинотавре», главную роль сыграла Татьяна Васильева. И вдруг ему предлагают меня.
Его предыдущий фильм мне очень понравился, хотя критика отнеслась к нему довольно резко. Но я все же захотела сниматься у этого режиссера и пришла на кастинг. Мы поговорили: он – немного настороженно, я – как на экзамене. Рассказала о себе, прочитала на камеру кусочек текста. Думаю, ему удалось составить собственное мнение обо мне. Независимое. А мне – доказать, что я подхожу на роль, хоть и не профессиональная актриса.
Честно признаюсь, многое на съемочной площадке до сих пор поражает меня. Я могу растеряться и испугаться, что не справлюсь… Я пластилин, из которого можно лепить образ, роль. Это, кстати, мне сказал Тимур Бекмамбетов на съемках «Ночного дозора». Может, и Клим это заметил?
Режиссуре он учился в Лос-Анджелесе, у него американский подход к делу. Например, отдельным пунктом в нашем контракте было прописано, что у каждого актера – независимо от популярности и званий – будет 20 репетиционных дней в Москве. И перед каждым съемочным днем в Севастополе тоже оговорены репетиции. Клим требовал от нас абсолютного знания текста. Это правильно. Запомнив слова на автомате, ты перестаешь напрягаться и начинаешь вживаться в героя. И однажды чувствуешь, что ты уже и есть этот самый персонаж!
– Что вам особенно запомнилось во время съемок?
– Почти все мои сцены в Севастополе были вне помещений. Снимали в середине октября, погода стояла просто изумительная. Не один раз у меня возникало ощущение, что сама природа нам помогает! Нужны в кадре чайки – и они откуда-то появляются. Режиссер кричит: «Хорошо бы сейчас голуби полетели!» И они летят. Мистика!
– Многие актеры, даже такие популярные, как Джонни Депп, не любят себя на экране. Что испытываете вы, когда смотрите фильм, в котором снимались?
– По телевизору я воспринимаю себя спокойно, но в кино… В начале года мы с друзьями отправились смотреть фильм «О чем говорят мужчины», в котором я играла эпизод. И вот смотрю на экран, вижу свое лицо, слышу слова, которые произношу. Люди вокруг хохочут. Комедия-то отличная получилась! А у меня вся спина мокрая от волнения…
– Вы сыграли в фильме ту Жанну Фриске, которая могла бы стать «лучшим приключением в жизни» любого мужчины. Что, по вашему мнению, делает женщину красивой?
– Нужно решить для себя, как ты хочешь и как можешь выглядеть. Часто внешность зависит от внутреннего состояния, от хорошего настроения – это очень важно. Бывает, женщина и без косметики, и одета просто, а мужчины осыпают ее комплиментами. Просто у нее внутри – гармония, и она передает ее другим. Коко Шанель говорила: «В 20 лет лицо женщине лепит приро
да, в 30 лет – лепит жизнь, а в 50 лет – вы должны заслужить его сами…»
Поделюсь с вами некоторыми зарисовками моих
впечатлений из Севастополя. Когда там шли съемки, я выходила из гостиницы на набережную в шесть часов утра. И каждое утро видела, как около тридцати пожилых женщин в купальниках и резиновых шапочках выстраиваются в ряд перед кромкой моря. «Приготовились! Пошли!» – командовала, видимо, самая старшая – и группа бросалась в волны.
Глядя на этих замечательных женщин, я получала заряд бодрости и позитива. А вечером, возвращаясь в номер, видела другие, не менее трогательные картинки. На набережной сидели пожилые бабушки в платочках и в нарядных платьях и пели под гармошку. А дедушки неподалеку играли в шахматы. В Москве я такого почему-то не встречала… Люблю наблюдать за пожилыми людьми за гр
аницей. Язык не поворачивается называть их стариками, настолько благородно и самодостаточно они выглядят. Это просто взрослые, красивые, умудренные опытом мужчины и женщины, которые достигли чего-то в профессии, а теперь живут в свое удовольствие.
– А где идеально человеку встретить старость?
– Наверное, старость в самом деле неплохо было бы встречать где-нибудь у моря-океана – там, где всегда хорошая погода, где на берег набегают волны, успокаивая и унося прочь все плохие воспоминания… К тому времени я уже не буду певицей. Ну не могу я себя представить в 60 лет на сцене! Загадывать, конечно, не буду. Но смотрю на Мадонну, которой за 50, и понимаю, что возраст тут вообще ни при чем. У меня есть ощущение, что время над такими женщинами не властно. Оставаться на гребне волны для нее – драйв. Точно знаю, что я и сама такая. И в 60, и в 70 лет человек может захотеть все в своей жизни изменить – и то, чем он займется, то новое, что ему будет интересно, поддержит его силы.
Мне надоело вранье в отношениях
– А ведь у вас такое уже было однажды: семь лет назад вы участвовали в реалити-шоу «Последний герой-4», а когда вернулись, объявили, что уходите из «Блестящих». Что все-таки с вами произошло на необитаемых островах между Панамой и Коста-Рикой?
– Мне кажется, предложи кто-нибудь снова поучаствовать в подобном проекте – не задумываясь поехала бы! Тот месяц заставил меня многое понять. Я словно увидела со стороны себя и свою жизнь в Москве. И не все в ней мне понравилось. Когда попадаешь в условия, в которых не живешь, а выживаешь, многое удается переоценить. И то, о чем печалиться, и то, что может обрадовать. Вспоминаю, как однажды мы плыли с одного острова на другой в маленькой моторной лодке. Я сижу молча, на теле – волдыри от укусов москитов и от палящего солнца. Смотрю на горизонт и размышляю: правильно ли я сделала, что прилетела сюда… И вдруг лодка начинает качаться. Метрах в пятнадцати от нас из воды поднимается огромный фонтан. А за ним из океана вырастает огромный остров. Волны поднимают наше суденышко высоко-высоко. Кто-то шепчет: «Вот это да… Кит…» У меня мурашки бегут по телу от восторга и волнения. А неподалеку из воды показывается еще один остров, поменьше – китенок. Оба уходят в воду, зато появляются два мощных хвоста. С силой хлещут по водной глади – и пропадают в глубине… Мы видели их еще раз – уже метрах в ста, они так и плыли: фонтан, «остров», хвост… И рядом – поменьше. После этой встречи я больше не задавала себе вопрос, правильно ли я сделала, что приехала сюда. Ну разве когда-нибудь еще я могла наблюдать нечто подобное?!
Я вернулась домой, переполненная новыми впечатлениями и новым пониманием жизни. Отчетливо поняла, что больше не хочу делать то, что делала. Вот почему ушла из группы. Именно в то время я научилась говорить «нет» – и себе, и другим. Научилась радоваться каждому дню, ценить дружбу, искренность. Увидела вокруг себя лишних людей, на которых трачу слишком много времени, – и перестала с ними общаться. Мне надоело вранье в отношениях! 98 процентов из того, что пишут обо мне в Интернете, – тоже вранье. Года два назад прошла информация о том, что сгорела моя квартира. Родители тогда отдыхали за границей. Переполошились – позвонили, сто раз переспросили, все ли у меня хорошо, не скрываю ли я горькую правду.
Слово может сильно ранить, часто мы даже не осознаем, какую огромную силу оно имеет. Порой люди втираются в доверие, улыбаются тебе в глаза, а потом такое сочиняют – мало не покажется! Постоянно «выдают» меня замуж, «дарят» мне особняки… Бывают и совсем скандальные слухи. Я учусь не обращать на все это внимания, стараюсь относиться к сплетням с юмором и учу тому же родителей, которым «добрые» люди непременно передают «новости» бульварных газет. И тогда мама каждый раз звонит мне в слезах. Я стараюсь ее успокоить: «Не обращай внимания, это неправда!»
– Есть такое мудрое изречение: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». Вы с этим согласны?
– Не всегда. Но все чаще я задумываюсь о том, что у животных в сравнении с нами есть ощутимые плюсы: они абсолютно искренни, преданы своему хозяину. А еще у них есть главное преимущество – они умеют молчать.
Олег ПЕРАНОВ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Владимира БЯзрова, из личного архива Жанны Фриске