Общество должно объединиться в борьбе с героизацией нацизма

Жадным до чужого укажут на дверь

Экономический суд Брестской области на днях вынес решение по делу о ликвидации ООО «Польская школа» — закрыть учреждение до 19 июля. В пресс-службе суда уточнили: такой исход продиктован необходимостью противодействовать разрушению культурного кода белорусской нации и соответствует государственным интересам Беларуси и Концепции национальной безопасности.


К слову, надежный заслон распространению идей приверженцев крайних взглядов создаст законопроект о противодействии экстремизму, который на этой неделе одобрил Совет Республики Национального собрания.

Напомним, дипскандал с историческим подтекстом разгорелся несколько недель назад. В так называемой социальной школе скаутов в Бресте белорусских школьников втянули в провокационное чествование памяти «проклятых солдат», которые в 1946 году устроили геноцид над белорусами. Тогда погибли 79 мирных жителей, среди которых женщины и дети, не щадили младенцев. В провокационном мероприятии нашлось место исполнению гимна Польши, польских патриотических песен, восхвалению «героев» — участников этнической чистки и их предводителя Райса — Бурого.

Среди организаторов того «чествования» — пропольская активистка Анна Панишева. В акции принял участие польский консул в Бресте. Ему сразу рекомендовали покинуть страну. Теперь суд определил судьбу воспевавшей коричневый национализм организации…

Увы, наступление на историческую память идет практически по всему периметру границ.

Как бы это ни звучало, но культ Бурого и его карательного батальона стал для польской правящей партии одним из инструментов манипуляции сознанием народа под флагом борьбы с внутренними и внешними врагами. Заметим, не все поляки приветствуют чествование националистов на своей земле. К примеру, некоторые польские политологи считают: такие действия связаны с активным влиянием извне, особенно из-за океана. Для кураторов важно сделать так, чтобы поляки не знали, что с восточными соседями можно жить в диалоге и согласии.

По подобному сценарию пытались работать в Бресте. Школа (хотя заведение так можно называть с натяжкой — там помогали оформлять карты поляка, делали переводы, вели языковые курсы) активно занималась подменой национальных ценностей. Целевая аудитория: дошколята, школьники, студенты, бизнесмены, журналисты. Важно было подцепить их на крючок и глубоко погрузить в польскую культуру. Так пытались достичь главной цели — перепрограммировать национальное самосознание. Из белорусских детей панишевы старались выковать поляков с нужным взглядом на историю. Пропаганда польской литературы и искусства была щедро приправлена героизацией убийц, участвовавших в геноциде белорусов. При этом поляки очень хитро маскируют то, что им невыгодно. Например, в популярном там издании о деятельности Бурого на почти 260 страницах не нашлось места для подробного описания его кровавого пути. Есть лишь одна фотография с осторожной припиской об установленном знаке в память об убитых сельчанах белорусской деревни Залешаны на территории нынешней Польши. Без пояснений, за что, кто убил, какой национальности были люди…

В экспертных кругах есть точка зрения, что продвижение своей версии истории XX века — одна из стратегических задач геополитики Польши. В большей степени ее пытаются двигать в так называемых «крэсах усходніх». Сверхзадача — сформировать лояльное себе общество и транслировать эту идею новым поколениям. Именно поэтому наша молодежь — лакомый для них кусок.

Вот еще пример, когда жадным до чужого щелкнули по носу. Несколько лет назад в музее истории города Советска Калининградской области, выставки в котором до некоторых пор спонсировало литовское консульство, велась откровенная работа по отторжению региона от России. Консул проводил там свою идеологию и называл Калининград — Караляучусом, Советск — Тильже. Среди местных жителей распространялись атласы, буклеты и прочая макулатура, где все населенные пункты области носят литовские названия, а сама территория окрашена в один цвет с Литвой. История консула закончилась так же, как и брестского, — высылкой. Его соратницу, директора музея, держать не стали, уволили. У пособницы нашли банковские счета, на которые шли деньги из-за границы, награды за связь с литовскими национал-радикалами…

Февраль 2021 года. В Киеве активисты выходят в поддержку националиста Стерненко, получившего семилетний срок за похищение и пытки человека. Украинские аналитики отмечают: это чуть ли не первый случай за последние годы, когда приверженец радикальных националистических идей несет ответственность за преступление. При этом в интернете истерика: «Как посмели тронуть патриота? Руки прочь от героя!» Звучали призывы к массовым акциям протеста. Возле суда кричали: «Слава героям!» Можно не сомневаться, восхваляли стерненок. Не Кожедуба, Ковпака, Рокоссовского, защищавших Украину от фашизма. Славили Шухевича и дивизию СС «Галиция», воевавших на стороне нацистов. Среди тех, кто выходит на площади, много молодежи, националистическая идеология прививается детям. Какое отношение это имеет к нам? Уши коричневого национализма вырастали и в нашей стране. Вспомните, как несколько лет назад портретами Бандеры, Шухевича, которые бесчинствовали на нашей земле, белорусская политическая оппозиция трясла на улицах Минска.

Рост националистических настроений в некоторых соседних странах объясняют необходимостью самоидентификации. В этом видится иное — стремление спровоцировать конфликт славянских народов. Мало того, втянуть в него белорусскую молодежь. Нам важно не нарушить преемственности традиций, заполнять пробелы в их знаниях об истории, своим примером показывать, как нужно любить Родину. Или рассказывать, как любили ее наши деды. Выберитесь с семьей в музей истории Великой Оте­чественной войны — там почувствуете биение ритма того времени, испытаете гордость за народ, свою страну.

Ольга ПОЛУНЧЕНКО, библиограф, преподаватель

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter