Город «повзрослел» на 50 лет
Музей национальных культур в Ивье — единственный в стране — открыли в 2009 году. С особенностями многоконфессионального ивьевского общества нас познакомила старший научный сотрудник Марина Позняк.— История любого населенного пункта начинается с первых поселений, — вводит в курс дела Марина Позняк. — В нашем случае они располагались около деревень Миколаево и Морино. Эти стоянки установил известный белорусский археолог, наш земляк Леонид Поболь.
До недавнего времени считалось, что первое письменное упоминание об Ивье относится к 1444 году. Но сотрудники Института истории НАН, исследуя документы с описаниями литовских дорог, которые велись в канцелярии магистра Тевтонского ордена, нашли запись о том, что по дороге из Крево в Гродно есть населенные пункты, среди которых — Ивье. Установили, что сделана она могла быть не позже 1394 года. Так город «повзрослел» на 50 лет.
Ивьевщина располагалась на окраине Полоцкого княжества, поэтому первым на этих землях появилось христианство.
Самая молодая религия в Ивье — православие. До Великой Отечественной представителей этой конфессии было около 30 человек. Церковь в честь священномученика младенца Гавриила Белостокского была открыта в 1994 году.
А вот католическая конфессия — самая большая. Почти 70 процентов населения Ивья — католики. Местный храм заложили в конце XV века. В костеле сохранились вещи с многолетней историей. В частности, один из орнатов (литургическое облачение епископа и священника) XIX века в прошлом году передали в музей.
Строили всем миром
— В Ивье самая большая татарская община после минской, насчитывает 517 человек, — приводит факты Марина Позняк. — Ивьевские татары считают, что их предкам земли подарил Витовт за то, что они помогли победить в Грюнвальдской битве.По тому, при каких обстоятельствах возводилась мечеть 1882 года, можно судить о проявлении толерантности белорусского народа. Лес для здания выделила католичка, тогдашняя владелица Ивья Альфреда Замойская. Так она отблагодарила татар за их службу. А чтобы построить мечеть, нанимали евреев.
— В довоенное время возле святыни случился пожар, — рассказывает собеседница. — Строения деревянные, горят быстро. Так вот спасать мечеть от огня прибежали все: крестьяне, евреи, мусульмане. А еще наша мечеть славится тем, что в советские годы была единственной действующей, остальные закрыли или отдали под другие нужды.
В голове, а не в хвосте
Первые упоминания о еврейской общине датируются 1626 годом: в Бресте прошел сейм, и на нем был делегат от Ивья, что подтверждено письменными источниками. До Великой Отечественной войны свыше 70 процентов населения города были евреи. В основном занимались ремесленничеством, торговлей.Священная книга иудеев Тора, подсвечник менора, шарф для молитвы талес, головной убор кипа, коробочки с молитвами тфилины, футляр мезуза — далеко не полный список экспонатов, которые есть в музее. Последний, кстати, прибивался на косяк двери. Каждый раз, когда еврей входил в дом и выходил из него, он касался пальцами этого предмета или целовал, обеспечивая себе защиту Бога. Не все представители конфессии в годы ВОВ снимали мезузы с дверей, и по ним фашисты определяли, где живет еврейская семья…
Получить представление о праздничном новогоднем столе здесь тоже можно.
— Евреи готовили традиционные блюда, каждое что-то обозначает, — рассказывает Марина Позняк. — Мед — чтобы год был сладким. Булка с изюмом — для богатства. Порезанная кружками морковь — символ достатка. Рыба (обязательно с головой) — как напутствие «желаю во всех делах быть тебе в голове, а не в хвосте». Финики — чтобы злые люди не приходили. Гранат — как символ священной книги: евреи утверждают, что в нем 613 зерен, как и заповедей в Торе.
Екатерина Маскалевич.
Восторг от увиденного
В конце экскурсии интересуюсь, много ли белорусов посещают музей.— Да, и в последнее время это особенно заметно, — присоединяется к разговору директор музея национальных культур Екатерина Маскалевич. — Приятно, что белорусы стали больше путешествовать не только по миру, но и по своей стране. Приезжая к нам из всех областей, они испытывают восторг от того, что видят. Также нас посещают иностранцы.
Почему представители разных конфессий мирно живут на одной территории? В том числе и потому, что в нашей стране нет почвы для появления разногласий, сохраняются традиции веротерпимости между верующими разных конфессий. На школьных линейках и выпускных, церемонии военной присяги традиционно присутствуют батюшка, имам, ксендз. В том, что в обществе главенствует атмосфера спокойствия, большая роль не только присущих белорусскому народу черт, но и эффективной государственной политики в конфессиональной сфере.
grudnitskiy@sb.by