Президент Беларуси Александр Лукашенко дал согласие на внесение в Палату представителей Национального собрания проекта закона «О приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе», сообщили в пресс‑службе белорусского лидера.
Данный договор был ратифицирован Беларусью и вступил в силу в 1992 году. Он предусматривает ограничение суммарных уровней обычных вооружений и техники по пяти основным категориям (танки, боевые бронированные машины, артиллерия, ударные вертолеты и боевые самолеты), а также механизмы проверки соблюдения обязательств (обмен информацией и проведение инспекций).
Проект закона предусматривает приостановление действия ДОВСЕ, но не означает выход Беларуси из него и прекращение осуществления в Вооруженных Силах внутренних процедур, связанных с его выполнением.
Беларусь в полном объеме выполняет обязательства по договору, в том числе неукоснительно придерживается установленных предельных уровней наличия вооружений, военной техники и личного состава Вооруженных Сил. Тем не менее в августе 2022 года Чехия, а в марте 2023‑го Польша приняли решение о невыполнении договора в отношении Беларуси. В ноябре прошлого года Североатлантический совет НАТО сделал заявление о намерении государств — членов альянса, участвующих в договоре, приостановить его действие. Из ДОВСЕ также вышла и Российская Федерация.
Приостановление действия договора государствами — членами НАТО и их союзниками фактически означает прекращение его функционирования.
Адекватная реакция
Что будет означать приостановление Беларусью ДОВСЕ и почему принято такое решение? Начальник Департамента международного военного сотрудничества — помощник министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества генерал‑майор Валерий Ревенко пояснил, что договор устанавливает для каждого государства определенные квоты по численности личного состава, вооружения и военной техники и меры контроля за их соблюдением.
Для Беларуси ДОВСЕ предусматривал следующие квоты: численность личного состава — не более 100 тысяч человек, наличие не более 1,8 тысячи танков, не более 2,6 тысячи боевых бронированных машин, не более 1615 единиц артиллерии, не более 294 боевых самолетов и 80 боевых вертолетов.
Приостановление ДОВСЕ для Беларуси означает прежде всего возможность не придерживаться соблюдения этих квот и отказаться от мер контроля в отношении как иностранных государств, так и самой Беларуси со стороны других стран, подчеркнул Валерий Ревенко:
— Что касается квот и лимитов, у нас в течение длительного времени численность личного состава Вооруженных Сил составляет 65 тысяч. А по вооружению и военной технике какого‑то кратного увеличения или каких‑то изменений в ближайшем будущем не предвидится. По поводу инспекционной деятельности. К сожалению, сложилась такая ситуация, что страны Запада игнорируют вопросы выполнения ДОВСЕ, то есть отказываются инспектировать наше государство. Мы также не можем инспектировать иностранные государства, поскольку они не принимают наши инспекции.
Исторически 1999 год и неподписание адаптированного ДОВСЕ послужили отправной точкой развала данного договора. Нарушился баланс, но дело не только в нем, а еще и в угрозе национальной безопасности Беларуси, считает представитель Министерства обороны:
— Дело в дестабилизации обстановки в Восточно-Европейском регионе, нарушении вообще архитектуры европейской безопасности. Государства начали своевольно трактовать положения этого договора, и частично некоторые страны уже перестали его выполнять. Например, 2020 год ознаменовался началом пандемии, и для ряда государств Запада это был хороший предлог для того, чтобы обеспечивать наращивание своих сил и средств, численности личного состава, в том числе иностранных государств. С 2022 года практически все страны блока НАТО пошли на игнорирование выполнения отдельных пунктов данного договора. В ноябре прошлого года руководством стран — членов НАТО принято решение о приостановлении ДОВСЕ, отметил Валерий Ревенко:
— Конечно, мы должны реагировать. Я говорю о предоставлении информации о количестве вооружения, военной техники, а также личного состава. Есть ли смысл предоставлять странам Запада данную информацию в ее отсутствие в отношении Республики Беларусь? Смысла уже нет.
Игра в одни ворота
Решение белорусской стороны о приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко назвал вполне закономерным:
— Фактически обязательствами в рамках этого договора мы оказались обременены в одностороннем порядке. Какой смысл продолжать играть в одни ворота, если все, кто нас окружает, сложили свои полномочия и обнулили заинтересованность в работе по договору?
Эксперт напоминает, что Польша, к примеру, выходя из договоренностей, закрыла за собой двери еще месяц назад. Потому что ДОВСЕ уже явно противоречит провозглашенным целям создания самой большой армии в Европе. Литва при всей своей нищете обходит договоренности, стягивая иностранные контингенты к нашей границе. Только бундесвер планирует перегруппировку сюда 5 тысяч штыков. А это ни много ни мало 10 процентов численности самой литовской армии вместе с уборщицами и дворниками. И американцы все активнее формируют против нас ударный танковый кулак, а это далеко не оборонительная тактика.
— В принципе, смерть ДОВСЕ спровоцировали в Пентагоне, а в штабах НАТО лишь запустили цепную реакцию. У Запада были совершенно другие планы, и эта подотчетность лишь сковывала им движения. Тем более что в рамках соблюдения этого договора продвижение альянса на Восток не могло происходить без видимого наращивания ресурсов, — отмечает Александр Тищенко. — Кстати, Беларусь только в рамках этого договора заставили уничтожить три четверти имевшихся у нас танков и половину бронемашин.
На Беларусь пришлось более 10 процентов вооружений и военной техники, ликвидированных всеми 30 странами — участницами ДОВСЕ. Так что претензий к нам быть никак не может.
Беларусь имеет право на защиту своих национальных интересов
По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Николая Бузина, данный документ уже устарел:
— Мы как ответственная сторона выполняем все взятые на себя обязательства и в полном мере исполняем данный договор. Но, к сожалению, наши соседи не понимают, что это не слабость, что это нормальное отношение самостоятельного государства к исполнению своих международных обязательств. И сегодня выходят из этого договора, наращивают собственные системы вооружения. Мы не можем спокойно смотреть на данный процесс. Я как человек, который понимает, что такое национальная безопасность, все больше убеждаюсь, что, видимо, пришло время и нам пересмотреть свое отношение к этому документу и подумать, что в полной мере отвечает нашим национальным интересам. Рядом с нашими границами сконцентрированы тысячи военнослужащих, тысячи единиц техники, а мы должны просто на это смотреть и радоваться жизни? Так не бывает.
Любое государство имеет право на защиту своих национальных интересов. Мы, белорусский народ, должны быть защищены всеми средствами собственного государства.
КСТАТИ
С 8 апреля Турция выходит из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Соответствующий указ подписал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.