Маргарита еще читать-писать не научилась, а уже рисовала портреты, пейзажи. По-детски нескладные, но забавные. А в четыре года принесла родным тетрадь, на обложке которой фломастером изобразила лик Божьей Матери.
— Что они удивились — мягко сказано. Такое время было: 1980‑е годы, советская власть церковь не жаловала, люди детей крестили тайком. Поэтому папа, профессор БГСХА, вынес моему «шедевру» приговор: «Спрячь немедленно!», — вспоминает Маргарита Евгеньевна.Так в творчестве будущего иконописца наступил долгий перерыв. Следующий святой образ девочка создала в 15 лет. С ним и с бабушкой Марией отправилась в Подмосковье — в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
— Икону оценил архимандрит Герман: «Хорошо, но надо совершенствоваться». Благословил на учебу в качестве иконописца.
После школы Маргарита поступила на художественно-графический факультет Витебского пединститута (ныне университет имени Машерова). А когда преподаватель кафедры Николай Юпатов предложил писать у него дипломную, темой которой стала икона Рождества Христова для одного из новых храмов, с радостью согласилась.
— Работала в технике яичной темперы. И именно тогда осознала: создавать святые лики можно только с чистыми помыслами.
Как-то прождала наставника полтора часа под кабинетом, а когда наконец села работать, краска покрылась трещинками, — признается Краснослободцева. — Учитель увидел и говорит: «Это потому, что ты на меня рассержена. Чтобы иконы удавались, в душе должен быть покой и свет».Святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, Спаситель… С благословения владыки Могилевского и Мстиславского Софрония Маргарита Евгеньевна написала и передала в дар горецкому храму в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» целый иконостас. Ее работы есть не только в Беларуси, но и в России, Италии.
— Художница из Минска Наталья Дубинина с мужем расписывали храмы в Италии, по их просьбе и создала несколько икон, — рассказывает Краснослободцева.
Сейчас она создает образы для строящейся в Горках церкви во имя Всех Белорусских Святых, которую планируют открыть к Пасхе. На одну икону уходит от десяти дней до четырех недель кропотливого труда.
— Доски заказываю у оршанского резчика по дереву. Покрываю клеем на основе желатина, беру извод (наподобие кальки), переношу нарисованный заранее образ, обвожу карандашом, раскрашиваю. Пыталась сама делать охру: набирала глину, настаивала, высушивала, перетирала в порошок. Но это очень трудоемкий процесс, поэтому краски на основе натуральных пигментов заказываю в Москве, — демонстрирует художница баночки «Рублевской палитры». — Ими покрываю иконы в несколько слоев. Для фона использую жидкое золото. Когда писала диплом, красную киноварь мне специально привезли из Донецка.
В свое время Маргарита единственная из 60 однокурсников в качестве дипломной работы выбрала иконопись. Но профессиональным иконописцем не стала: учебе в Жировичах предпочла работу с детьми. После вуза преподавала рисование и черчение в школе, теперь — в городской гимназии № 1:— Рисуем разное, на летних пленэрах с натуры запечатлеваем ботанический сад БГСХА, местную природу, архитектуру. И иконы писали. Дети сами захотели, когда изучали историю искусств и я рассказывала им о величайшем из мастеров Древней Руси Андрее Рублеве.
Икона «Андрей Рублев» висит на стене в ее доме. Рядом «Николай Чудотворец» — работа восьмилетней дочки Маши.
Мечтает Маргарита Евгеньевна изобразить лик горецкого священника, замученного во время гонений на православие:
— О нем узнала от своей бабушки, дружившей с его детьми. Говорила, святой был человек, потому его и помнят до сих пор.
Умению видеть прекрасное в простом, доброте, состраданию она учит дочь, своих гимназистов:
— Обидеть, осудить другого может каждый. Но лучшее, что мы можем делать за спиной у человека, — это молиться за него.
kislyak@sb.by