Это второй спектакль Зальцман, поставленный в стенах Театра на Васильевском. Первая работа — «Семью восемь» по одноименной пьесе Дарьи Слюсаренко, премьера состоялась на камерной сцене театра в 2021 году и была в лонг‑листе Российской национальной премии «Золотая маска — 2022».
Театралам «Земля Эльзы» хорошо известна: у пьесы счастливая сценическая жизнь. Памятен нам и спектакль в театре им. Я. Купалы, в котором свою последнюю роль на театральной сцене сыграл народный артист Беларуси Николай Кириченко. Была выпущена и любопытная киноверсия с Ириной Печерниковой и Вениамином Смеховым в главных ролях.
Понятно, что без сильных опытных актеров эта мелодраматическая история не будет работать в полную силу. В нынешней постановке занят блестящий актерский и семейный дуэт народных артистов России — Наталья Кутасова и артист Александринского театра Сергей Паршин. Оба, по словам художественного руководителя — директора театра заслуженного деятеля искусств России Владимира Словохотова, привнесли в спектакль элементы собственной биографии, включающей в себя и глубинное понимание одиночества, и горечь потери. Этот личный опыт вносит в спектакль дополнительную пронзительную ноту. Потому в актерском рисунке мастеров нет наигрыша и ненужного сентиментализма. Историю поздней любви, настигающей главных героев, Кутасова и Паршин играют подробно, интеллигентно, без нажима и спешки.
В ноябре 2022 года народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин стали лауреатами Высшей театральной премии Санкт‑Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль в драматическом театре» за исполнение ролей Эльзы и Василия Игнатьевича.Главная героиня спектакля Эльза Александровна похоронила мужа, с которым прожила всю жизнь в нелюбви. Знакомство с учителем географии Василием Игнатьевичем, переехавшим из города в деревню, меняет ее жизнь. Влюбленные, ошарашенные почти бунинским по степени накала «солнечным ударом», намерены круто поменять свою жизнь: официально зарегистрировать свои отношения, продать имеющуюся недвижимость и отправиться в путешествие. Однако их любовь не находит понимания ни у деревенского окружения, ни у собственных детей и внуков.
По мысли режиссера, «Земля Эльзы» — это история Ромео и Джульетты наоборот: «В нашем спектакле именно дети мешают соединиться своим родителям».
Насыщенная сценография главного художника театра Семена Пастуха воссоздает быт российской провинции без налета чернухи. Наоборот, дом Эльзы выглядит тепло и уютно. Обветшалая уличная скульптура красавицы, застывшей в прыжке, как напоминание о былой молодости. Время тоже застыло в прыжке. Местный сельмаг, как водится, здесь главный информационный центр жизни. По телевизору идет нескончаемый сериал. Местные дамы коротают время в самодеятельном хоре, которым руководит властная пенсионерка Зинаида Михайловна (Любовь Макеева). «В настоящей трагедии гибнет не герой, гибнет хор», — сказано поэтом Иосифом Бродским явно не про них. Этот хор спаян и устойчив. Сцены его выступлений порой приобретают комедийный оттенок: так сосредоточенны и сдержанны самодеятельные хористки, столько в них напора и нерастраченной нежности. В одной из сцен Эльза и Василий шокируют Зинаиду и других местных дам поцелуем.
В финале хор поет знаменитую «Нежность» Александры Пахмутовой. Глубоко символично, что эта песня звучала на минских подмостках в день 95‑летия народной артистки СССР, прославленного композитора. Все на этой земле оставляет свой след и никуда не исчезает. И все будет продолжаться.
После пропетых строк на сцену за своей любимой врывается Василий Игнатьевич в мотоциклетном шлеме и увозит ее в неизвестном направлении. Еще одна история о позднем счастье была рассказана нам с подлинным вдохновением.
Добрый зритель в девятом ряду.
Фото teatrvo.ru