Атомная энергетика даст Беларуси 2400 новых рабочих мест

Зеленый цвет атома

“В любую эпоху можно распознать ключевые технологии, которые задают тон общему развитию. Долгие годы такой технологией были все более и более компактные и дешевые датчики. Затем — смартфоны. А в настоящий момент, пожалуй, быстрее всего развиваются искусственный интеллект, биотехнология, робототехника, космонавтика и “зеленая экономика”, — констатирует норвежская газета Aftenposten. Все это актуально и для нашей страны. Причем последнее из перечисленных явлений развивается у нас буквально атомными темпами.

Фото БЕЛТА

На днях в Минске под эгидой ФПБ прошел международный форум “Профсоюзы и “зеленые” рабочие места”. Притом, что трудоустройство и само по себе — актуальнейшая задача большинства стран, экологический аспект также все громче заявляет о себе. Как минимум непредсказуемой погодой, участившимися разгулами стихии и прочими катаклизмами. 

А потому мероприятие в Минске, ставшее форумом поддержки экоинициатив Международной организации труда и ООН, имело поистине стратегическое значение. Прежде всего в контексте скорого запуска Белорусской АЭС, в котором заместитель министра энергетики Михаил Михадюк видит важное звено “зеленой экономики”:

— Ввод станции внесет большой вклад в экологическую составляющую: снижение выбросов парниковых газов составит примерно 7—10 миллионов тонн ежегодно. Это и порядка 2400 новых рабочих мест — как непосредственно на самой станции, так и в организациях, которые будут ее обслуживать.

Впрочем, главным приоритетом является абсолютная безопасность:

— Она обеспечивается тремя составляющими. Это прежде всего качество проектной документации. Второе — контроль качества поступающего на площадку оборудования (в ходе как его изготовления, так и приемки), а также контроль качества выполнения работ. Причем перед началом монтажа тяжеловесного оборудования мы проводим дополнительную проверку строительных конструкций и фундаментов. И еще одна важнейшая составляющая — подготовка кадров. Сегодня мы практически подготовили персонал для первого энергоблока по всем основным специальностям.

Синергетический эффект атомной энергетики будет просто колоссальным. И затронет даже социальную сферу, рассказал на форуме в Минске зампредседателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности Юрий Борисов:

— Атомная энергетика является источником дешевой и безопасной электроэнергии. В то же время это высокотехнологичная отрасль, где большое внимание уделяется созданию комфортной среды для работников. Отраслевое соглашение “Росатома”, например, предоставляет поддержку в таких сферах, как образование, медицина, детский отдых, организация спортивных и культурных мероприятий, способствует улучшению жилищных условий, обеспечивает негосударственное пенсионное обучение и поддержку неработающих пенсионеров.

Аналогичный эффект дает о себе знать и в нашей стране. По крайней мере, председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников энергетики, газовой и топливной промышленности Владимир Диклов отмечает повышенное внимание к качеству организации работы на предприятиях энергетики в контексте перехода к “зеленой экономике”:

— Это касается всех аспектов — от создания безопасных условий труда, решения жилищного вопроса до развития физкультуры и спорта.

Рост “зеленой экономики” дает новые возможности для рынка труда. И наша страна не плетется в хвосте, а действует на перспективу. Совместно с Евросоюзом ведется реализация проекта по продвижению механизмов “зеленой экономики”. Предстоящий пуск собственной атомной станции этот процесс стремительно ускорит. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в следующем году, второй — в 2020-м.

БелАЭС в цифрах

• Корпус реактора энергоблока ВВЭР-1200 почти вдвое тяжелее (321 тонна) самого крупного животного на Земле — синего кита (150—170 тонн).

• Один парогенератор (450 тонн) весит больше, чем два Boeing 747-400, которые 36 лет удерживали статус самых больших и тяжелых (180 тонн) пассажирских авиалайнеров в мире.

• Роторы турбин на обоих энергоблоках будут вращаться со скоростью 3000 оборотов в минуту. На таких оборотах двигателя автомобиль развивает скорость 120—140 км/ч.

• Общий вес всех конструкций из металла для одного энергоблока составляет около 240 000 тонн — как 1000 самосвалов БелАЗ-75318.

• Высота градирен БелАЭС на 30 метров выше самого высокого жилого здания страны — небоскреба “Парус” в Минске.

Мнение

Юрий Салапура, ученый секретарь Научно-практического центра НАН по механизации сельского хозяйства кандидат технических наук:


— С учетом того что в 2019 году планируется введение первого энергоблока атомной электростанции, в нашем центре ведутся работы по электрификации сельскохозяйственных машин. Разрабатываются принципы, которые позволят уйти от гидравлики. Пока ведется работа по электрификации небольших сельскохозяйственных машин в сфере плодоводства. Разработан самоходный агрегат для сбора плодовых и ягодных культур. Сейчас ведем работу по роботизации в растениеводстве, полностью переходим на технологии smart farming (“умная ферма”) — технологии точного сельского хозяйства.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter