Проекты для окружающей среды
— Ольга Акимовна, экологический фактор становится все более важным критерием инвестиционной привлекательности. Какие позиции у Беларуси по зеленым показателям?— В Индексе экологической эффективности для регионов Восточной Европы и Центральной Азии Беларусь занимает 49-е место среди 180 государств мира. Пять лет назад наша страна присоединилась к Парижскому соглашению об изменении климата, взяв на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов на 35 процентов к 2030 году по сравнению с 1990-м. Для достижения этой цели принят ряд программных документов, разработаны государственные стандарты, стратегии, нацеленные на реализацию широкого спектра мероприятий по устойчивому зеленому росту. Разработан и утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики в этой пятилетке до 2025 года. В ноябре 2021-го Беларусь присоединилась к прогрессивной декларации, которая предусматривает в том числе и восстановление зеленого покрова планеты. Ее подписали более 100 стран в ходе 26-й климатической конференции, прошедшей в Глазго. Сегодня лесами покрыто около 40 процентов страны, они поглощают треть выбросов СО2, которые генерирует Беларусь. Планируется заболачивать определенную часть торфяников. В сухом виде они выделяют СО2, но при восстановлении гидрологического режима впитывают парниковые газы. Ключевую роль в энергобалансе страны играет природный газ, который сегодня и на экспертном, и на политическом уровне признается ключевым ископаемым, его целесообразно использовать в переходный период в процессе достижения углеродной нейтральности. Ввод в эксплуатацию БелАЭС и ее выход на полную проектную мощность позволят снизить выбросы парниковых газов еще на восемь процентов.
В Беларуси разработаны и реализуются Государственные программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Белорусский лес», «Энергосбережение» (в ее рамках — подпрограмма «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии»), «Комфортное жилье и благоприятная среда» (в ее рамках — подпрограммы «Чистая вода», «Цель 99», которая предполагает снижение захоронения твердых коммунальных отходов). Надо отметить, что Беларусь никогда не отстранялась от экологической тематики, она всегда находила отражение в республиканском и местных бюджетах. Просто не осуществлялся пиар этой темы. Учитывая повышенный интерес в мире к зеленой повестке, логично привлекать заемные ресурсы на реализацию многочисленных мероприятий, прописанных в государственных программах. Тем более что зеленое финансирование, как правило, предоставляется на более привлекательных условиях, чем чисто коммерческое. Поскольку перед страной стоит задача погашения внешнего долга, выросли расходы бюджета на здравоохранение в связи с пандемией, то логично заместить частично или полностью бюджетные инвестиции на заемные ресурсы, что мы и планируем сделать. Проект по суверенному выпуску зеленых облигаций практически готов.
В Беларуси разработаны и реализуются Государственные программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Белорусский лес», «Энергосбережение» (в ее рамках — подпрограмма «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии»).
Рост без ущерба для природы
— Сегодня достаточно много различных форм зеленого финансирования. И существуют различные подходы как на национальном, так и корпоративном уровне — финансовые институты разрабатывают свои стандарты к финансированию зеленых проектов. Какие подходы целесообразно использовать для Беларуси?— Очевидно, что для сохранения конкурентоспособности национальной экономики требуется оперативно внедрять стандарты экологичности. При этом реализация принципов зеленой экономики требует значительных объемов инвестиций в новые технологии, которые станут в будущем ключевыми источниками экономического развития и роста. Для их привлечения необходимо создать благоприятные внутренние условия, предполагающие функционирование в стране эффективной системы зеленых финансов, интегрированной в мировую систему инструментов устойчивого финансирования. В Беларуси положения по развитию зеленого финансирования закреплены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы, Национальном плане до 2025 года, Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы. Также утвержден ряд программ, о которых я уже сказала. Этими системными документами сделан акцент на привлечение как государственных, так и частных инвестиций. Пока на белорусском финансовом рынке присутствуют лишь отдельные элементы зеленого кредитования. Планируется усовершенствовать механизмы и инструменты финансирования Целей устойчивого развития, в том числе зеленых проектов.
Сейчас Министерство финансов завершило, как я уже отметила, работу над проектом по выпуску государственных зеленых облигаций. Для привлечения зеленого финансирования нами инициирована работа над национальной таксономией зеленого финансирования. На базе Министерства финансов создана межведомственная рабочая группа под сопредседательством Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с привлечением специалистов других государственных органов и организаций при содействии международных, кредитных и рейтинговых организаций, в рамках которой проработаны вопросы внедрения в Республике Беларусь стандартов экологичности, социальной направленности и корпоративного управления (стандартов ESG), критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития, требования к системе верификации таких проектов, а также создание в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» отдельной специализированной площадки для торговли облигациями, соответствующими Целям устойчивого, в том числе зеленого развития. В ближайшее время результат этой работы будет представлен в Правительство для утверждения.
Таким образом, в Беларуси проводятся комплексные мероприятия по развитию зеленого финансирования, в то же время их приоритетом в дальнейшем видится широкая разъяснительная работа для применения разработанных подходов корпоративным сектором.
Пять лет назад наша страна присоединилась к Парижскому соглашению об изменении климата, взяв на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов на 35 процентов к 2030 году по сравнению с 1990-м.
— Ольга Акимовна, а что является основой разрабатываемых зеленых стандартов в Беларуси? Используем ли мы международные подходы?
— Конечно же, национальная таксономия устойчивого, в том числе зеленого финансирования должна быть основана на действующем законодательстве Республики Беларусь, но все основные принципы и критерии базируются на международных и стандартах стран ЕАЭС.
Сама по себе ESG-тематика в современной интерпретации возникла относительно недавно. Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) разработаны Принципы зеленых облигаций. С учетом принципов ICMA свои стандарты разработали многие региональные союзы (ASEAN, ЕС и другие). Политику по выпуску зеленых и социальных долговых инструментов утвердил Евразийский банк развития. В России разработаны и утверждены постановлением правительства Российской Федерации критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации, в Казахстане — классификация (таксономия) зеленых проектов, подлежащих финансированию через зеленые облигации и зеленые кредиты. Среди критериев зеленых проектов — обращение с отходами, водоснабжение и водоотведение, энергетика, промышленность, природные ландшафты, водные ресурсы и другие.
Все эти подходы легли в основу и нашего проекта национальной таксономии устойчивого, в том числе зеленого финансирования. Это позволит предприятию в дальнейшем беспрепятственно выходить с зеленым проектом на различные рынки капитала. Но для подтверждения соответствия проекта Целям устойчивого развития при привлечении инвестиций предприятию потребуется провести оценку его соответствия принципам зеленого развития независимой стороной — так называемым верификатором. Основная задача верификатора состоит в подготовке и выдаче независимого заключения по вопросу соответствия реализуемого проекта целям, заявленным инициатором проекта. Верификатор будет оценивать подходы к использованию привлеченных средств, условия инвестирования, отчетность об использовании средств и другие аспекты.
Таким образом, для обеспечения возможности выхода предприятия с реализуемым проектом на международные рынки капитала планируется, что система зеленого финансирования, созданная на базе национального законодательства, будет соответствовать международным стандартам, в том числе стандартам стран — членов ЕАЭС. Поэтому активно обращаем внимание наших субъектов хозяйствования, что у них сегодня появляется новый, перспективный инструмент привлечения финансирования. Скажем, наши проекты по производству электротранспорта, расширению применения электросамокатов и велосипедов при правильном оформлении могут привлекать зеленое финансирование на зарубежных финансовых рынках.
Наши проекты по производству электротранспорта, расширению применения электросамокатов и велосипедов при правильном оформлении могут привлекать зеленое финансирование на зарубежных финансовых рынках.
Инвестиционный магнит
— Каждую пятилетку в системных документах прописывается ряд мероприятий по развитию фондового рынка для расширения внутреннего инвестирования. Учитывая целый спектр внешних факторов, сегодня развитие внутреннего рынка привлечения инвестиций, в том числе и физических лиц, является принципиальным. Учитывая растущую популярность экологической тематики среди белорусов, возможно, инструменты зеленого финансирования могут стать драйвером для развития белорусского финансового рынка?— Очень актуальный вопрос. Да, в Беларуси создана необходимая инфраструктура финансового рынка для эмиссии облигаций. Функционирует торговая площадка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа, институты финансовых посредников — профессиональных участников, предоставляющих услуги на рынке ценных бумаг. В целом при разработке зеленых проектов мы уже можем ориентироваться на международные стандарты, чтобы иметь возможность привлекать инвесторов из любого региона. В России госкорпорация ВЭБ.РФ разработала таксономию зеленого финансирования. На российские стандарты, как я уже обратила внимание, мы тоже ориентируемся, так как планируем привлекать капитал от российских инвесторов. Завершение работы над формированием белорусской таксономии и сегментом верификаторов зеленых проектов позволит подтвердить экологическую направленность уполномоченной организацией, что обеспечит привлекательность и надежность для инвесторов, в том числе и физических лиц, которые являются самыми заинтересованными и требовательными инвесторами.
Также мы ожидаем принятия изменений в Закон «О рынке ценных бумаг». В ноябре прошлого года прошло первое чтение, второе ожидаем в июне текущего. Поправки значительно упрощают доступ инвесторов (в том числе иностранных) на белорусский фондовый рынок, сокращается количество оформляемых документов при эмиссии, что должно упростить процессы и оживить рынок. К вступлению поправок в силу, надеемся, примутся и соответствующие документы, которые позволят организовать полноценный сектор устойчивого развития на белорусской бирже.
Кроме того, в настоящее время ведется активная работа с российскими коллегами по подготовке двусторонних соглашений о взаимном допуске ценных бумаг, участников рынка к торгам на биржах Республики Беларусь и Российской Федерации, о взаимном признании проспектов эмиссии. Есть договоренность о скорейшей разработке и принятии таких же документов со странами — членами ЕАЭС.
Для активизации участия корпоративного сектора, в том числе в рамках организуемого национального корпоративного ESG-альянса, Министерство финансов готово оказать всяческое содействие нашим субъектам хозяйствования и отраслевым ведомствам по организации выпусков зеленых облигаций и вывода их на российские и иные финансовые площадки.
volchkov@sb.by