Наша страна вполне может занять свою нишу на рынке в части производства учебных робоконструкторов.
Свои ноу-хау
— Евгений, вот эти «коробочки», которые я вижу, и есть те самые мобильные роботы, над которыми работает лаборатория?— Это робоконструктор RoboCake. Действительно, мы создали его в помощь студентам, аспирантам и магистрантам, чтобы они могли протестировать собственные учебные разработки. Вот этот, в синем корпусе, — один из образцов. Кстати, студентами БГУ уже используются пять таких комплексов. Они создавались специально под заказ. Система управления верхнего уровня содержит микрокомпьютер Raspberry на базе ОС Linux и имеет широкий спектр возможностей — от подключения камеры до беспроводной передачи данных. Нижний уровень — это наша разработка, мы создали ее года 4 назад. Если дипломная работа, которую пишет студент, относится к робототехнике или автоматизации, это учебное пособие будет весьма кстати. Кроме того, корпус устройства можно разобрать, чтобы в случае необходимости изменить конфигурацию устройства и отремонтировать плату.
— Если эта разработка достаточно стандартна, то другой образец, со стендом для изучения платформы Стюарта, фактически из категории ноу-хау?
— Действительно так. К слову, сфера применения платформы Стюарта достаточно широка — от станкостроения, подводных исследований до летательных тренажеров и ортопедической хирургии. Однако, несмотря на это, импортных дешевых стендов, тем более учебных, не существует. Так что в некотором смысле мы опередили многих. К слову, такой установке можно найти очень простое применение и в повседневной жизни. Например, замешивать коктейли в кафе.
Где взять учебник?
— Несмотря на большую популярность робототехники в мире, многие специалисты говорят о проблеме отсутствия специализированных пособий по этому направлению. Это так?Семь месяцев ушло у ученых на создание человекоподобного робота. Следующий шаг — разработка для него экзоскелета.
— Сегодня для ребят инженерных специальностей есть, например, целый перечень пособий по редукторам. А вот по роботам нет. Это действительно проблема. Робототехника представлена как специальность и включает в себя достаточно много различных предметов. Что касается реальных примеров разработок роботов, можно найти лишь обрывки информации в интернете. Узнать о достижениях разных стран. Например, все слышали о российском роботе Федоре, который полетел в космос. Но пособия по нему никто не написал. На мой взгляд, чтобы развивать робототехнику у нас, нужны либо хорошее пособие, либо образец, чтобы с ним можно было работать. Собственно, практический образец мы и разрабатываем. Да, в белорусских вузах сегодня роботы есть, но они очень дорогие. Мы хотели их удешевить.
— Речь ведь пока не идет о массовом производстве?
— Чтобы RoboCake появился на прилавках и стал доступен каждому — это важная задача на будущее. Что касается документации, она большей частью готова. Но для организации производства нам нужны партнеры. А потенциал этого робота достаточно велик. Мы убеждены, RoboCake можно включить в школьный учебный процесс, ведь интереснее проверить знания на деле. И это хоро-шая возможность для обучения программированию.
Своя ниша
— Сегодня на рынке немало робоконструкторов. Их производят даже некоторые лидеры по продаже игрушек. Так что пробиться, думаю, очень сложно. Может Беларусь занять учебную нишу?— Почему бы и нет? Тем более что мы постоянно наших роботов усовершенствуем. А еще совершенствуемся сами. Заинтересовались, например, человекоподобным роботом. Около семи месяцев ушло на разработку Ньюмана. Это половина робота, с головой и руками, созданная по разработкам французских дизайнеров и инженеров. Но не полная копия — многое приходилось перечерчивать, менять. В итоге разработку мы три месяца печатали на 3D-принтере, собирали, еще четыре месяца усовершенствовали. Робот тоже создавался как учебный для студентов и аспирантов, но он уже намного сложнее. Он может, например, перемещать руки в трех координатах.
— Что дальше?
— Сейчас мы разрабатываем для него экзоскелет. Он будет повторять действия человека, считывая его положение в пространстве. Затем мы можем эти действия записать, и робот потом самостоятельно выполнит эти движения.
Поскольку это открытый проект, а не собственная разработка, мы предлагаем пока потребителю не готовую модель, а помощь в ее создании. Опыт-то уже есть! А вот следующим этапом запланировано создание собственного робота. Вот тогда можно будет предоставить модель вузам и не только. Зачем в принципе такой робот может пригодиться? Видя в 3D-очки то же, что и он, человек будет им управлять удаленно. Конечно, в первую очередь в труднодоступных местах. Например, в химлабораториях, при тушении опасных пожаров, в космосе.
— Где еще используются наши роботы?
— С коллегами из НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства мы разрабатываем отечественную систему технического зрения. Конечно, в мире подобные технологии есть, а импортные образцы работают на самых разных производствах. Есть «зрение» и на некоторых предприятиях по производству техники, причем наше. Но вот в системе сельского хозяйства этот образец будет первым. У него конкретная задача — сортировка яблок, которую совсем необязательно производить вручную. С этим справится конвейер, на котором будет установлена система. И искусственный «глаз» отследит размер, сорт и качество товара. Опытный образец готов, до конца года состоится его проверка. Преимуществ у такой системы несколько. С одной стороны — цена, которая будет в разы ниже, чем у импортного аналога, с другой — наличие собственного сервисного обслуживания. Ведь если случается поломка на импортной технике, на выезд специалистов и на поставку ремкомплектов, если это необходимо, уходят многие месяцы. Линия стоит, значит, предприятие несет серьезные убытки. С отечественным товаром такого не произойдет.
arteaga@sb.by
Фото автора