Частная медицина в США работает как машина по выкачиванию денег

Здоровье — не предмет коммерции

К частной медицине в богатых западных странах у местных пациентов отношение неоднозначное. С одной стороны, принято считать, что коммерческий подход предполагает сервис и профессионализм. С другой — интересы пациента нередко вступают в противоречие с интересами медучреждения. Там, где медицина — только бизнес, врачебная помощь называется услугой, а пациент — клиентом. А чтобы бизнес был успешным, клиента по универсальным законам маркетинга нужно заинтересовать в получении как можно большего спектра услуг. Иной раз и не очень нужных. Другими словами, терапевтическая тактика подбирается с учетом экономической, а не клинической картины. Особого контроля за коммерсантами от медицины со стороны государства свободный рынок не предполагает, что не лучшим образом сказывается на здоровье граждан. Согласно результатам социологического исследования, проведенного в свое время Чикагским университетом, всего 12 процентов американцев считают, что здравоохранение в США находится на достойном уровне. В том числе и по причине низкой доступности качественных медицинских услуг для простых смертных.

рисунок олега карповича
СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Надо сделать медицину, как у нас раньше говорили, народной. Всем доступно, одинаково.

Во время доклада министра здравоохранения в Гродно, 2 апреля 2024 года

В рейтинге эффективности систем здравоохранения, опубликованном агентством Bloomberg накануне пандемии, США не только не вошли в десятку лидеров, но и оказались в аутсайдерах. Хотя доля этой сферы в структуре американского ВВП составляет около 20 процентов. Внушительная цифра. При этом больше всего рядовые американцы боятся заболеть. Ведь государство практически не гарантирует своим гражданам, за исключением некоторых льготных категорий, свободный доступ к медицинским услугам. Большинство медучреждений в стране — частные. В условиях свободного рынка медцентры устанавливают тарифы, приносящие рекордные прибыли. Федеральные органы в этот процесс не вмешиваются. В результате часть жителей США не обращаются за врачебной помощью даже в случае серьезных проблем со здоровьем. Не могут себе этого позволить. 

Согласно выводам аналитиков института Gallup, основанным на социологических опросах, количество взрослых американцев, имеющих постоянный доступ к качественным медицинским услугам, с 2022 года сократилось на шесть процентных пунктов — до 55 процентов. При этом 72,2 миллиона человек не обращались за необходимой медицинской помощью в предыдущие три месяца по причине ее высокой стоимости. А около трети респондентов не в состоянии оплачивать дорогие рецептурные препараты.

Не в последнюю очередь на взвинчивание цен на лекарства в США влияет лоббизм в области фарминдустрии. В списке прошлогодних лидеров по затратам на лоббирование — Ассоциация фармацевтической помощи. Сфера интересов ассоциации — организация работы менеджеров так называемых аптечных льгот. В ведении специалистов «по льготам» ряд ключевых вопросов — посредничество в переговорах о ценах между производителями лекарств и аптеками, составление перечня покрываемых страховкой препаратов, прием и одобрение заявок на страховое покрытие рецептурных лекарственных средств. Федеральная торговая комиссия и отдельные парламентарии уже начинают усматривать прямую взаимосвязь между деятельностью посредников и ростом расходов в области здравоохранения. Однако сделать подотчетными размеры комиссионных выплат от сделок, заключаемых сотрудниками ассоциации, не так-то просто. Слишком сильное у них финансовое лобби.

Таким образом, в сфере здравоохранения США торгуется все: от коммерческих интересов до акций медицинских и фармацевтических компаний. И даже дорогая страховка не гарантирует спокойствия. Нередко нацеленность частных клиник на процесс, а не на результат приводит пациента к лишним тратам. Сотни миллиардов долларов, которые якобы расходуются на охрану здоровья граждан, благополучно циркулируют на биржах и оседают на счетах страховых, медицинских и фармацевтических корпораций. И несмотря на то что США занимают одно из ведущих мест в мире по объему ресурсов в системе здравоохранения, ситуация со здоровьем рядовых американцев оставляет желать лучшего. 

Годовой отчет Объединенного фонда здравоохранения за 2023 год доказывает, что здоровье американцев ухудшается прямо пропорционально росту капитализации медицинского бизнеса. В частности, распространенность ряда хронических недугов достигла по сравнению с 1990-м максимального уровня. В том числе продолжается рост психических расстройств. Как сообщает некоммерческая организация Fair Health, с 2019 по 2023 год количество пациентов с психическими заболеваниями в США увеличилось практически на 40 процентов. Хотя не исключено, что данная статистика также отчасти результат тотальной коммерциализации. 

Американская медицина — это большая индустрия. Если человек с более или менее сносным доходом попадает в поле зрения медиков, есть высокий риск, что здоровым его не признают до тех пор, пока у клиента имеется возможность оплачивать врачебные услуги и рецепты. Та же деинституционализация в сфере психического здоровья привела в свое время к значительному сокращению госбюджета на лечение больных с душевными недугами. «На помощь» поспешили частники. В результате на сегодняшний день средняя цена на процедуры в сфере психиатрии составляет 2669 долларов. После пандемии, усугубившей проблему ментального здоровья нации, цена акций одной из крупнейших сетей психиатрических больниц Acadia Healthcare выросла более чем вдвое. Издание New York Times изучило этот финансовый феномен и обнаружило, что часть успеха основана на не совсем законных методах. Acadia Healthcare заманивала пациентов в свои сети и фактически навязывала им услуги без всякой на то медицинской необходимости, максимизировав таким образом страховые выплаты. Даже ушлые страховщики не сразу вникли в суть происков психиатров-вымогателей. Такие случаи не редкость. Подсадить неискушенного пациента на «целебную иглу» — довольно распространенная практика в американской психиатрии. 

В отличие от американцев у белорусов в вопросах медицинского обслуживания есть выбор. Притом что белорусское государство гарантирует соотечественникам широкий перечень бесплатных медицинских услуг, включая неотложную помощь, есть и коммерческая альтернатива. Однако действуют определенные подходы к организации контроля за деятельностью частных медцентров и аптек. Во главе угла — обоснованность стоимости услуг. Механизм контроля ценообразования в частной сфере сдерживает не бизнес, как некоторые пытаются представить, а непомерные аппетиты отдельных его владельцев. 

И все же коммерческая медицина у нас в стране играет вспомогательную роль. Основное бремя лечения граждан лежит на государстве. Благодаря чему каждый белорус независимо от наличия страховки и толщины кошелька имеет доступ к самым высокотехнологичным видам медицинской помощи, включая трансплантологию. Финансируемые государством инновационные технологии не являются инструментом повышения котировок ценных бумаг на биржевых торгах, а создаются в первую очередь для охраны здоровья белорусов, в том числе и самых маленьких пациентов. Как следствие, Беларусь входит в число стран с самой низкой младенческой смертностью. А материнская смертность почти равна нулю. В результате наше государство занимает высокую позицию в рейтинге стран, благоприятных для материнства и детства. А значит, для жизни будущих поколений. Это, пожалуй, самый главный и гуманистический, и экономический аргумент в пользу белорусской модели здравоохранения.


t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter