Корреспондент «СГ» пытался стать музыкантом в сельской школе искусств

Здесь звучит аккордеон

Каково это — быть учеником Тихиничской детской школы искусств

Недавно завершившийся второй сезон республиканского конкурса «Талент краіны» лишний раз доказывает, что немало у нас одаренных детей, способных вырасти хорошими артистами. В том числе и на селе. Правда, перед тем, как попасть на большую сцену, их ждет колоссальный объем работы: зубрежка сольфеджио, бесконечные репетиции... 


Корреспондент «СГ» узнал об этом, когда отправился в агрогородок Тихиничи Рогачевского района – здесь на один день стал учеником детской школы искусств.

В нарядном, похорошевшем к новогодним праздникам, холле меня встречает учитель рисования Наталья Гудкова. Она старательно цепляет к потолку необычные украшения. Все это, признается, сделала своими руками, но  ученики внесли посильную лепту. Вот-вот они придут на занятие, куда Наталья Сергеевна приглашает и меня. Но художник из меня никакой. Да и накануне я получил предложение позаниматься в музыкальном классе от Натальи Михальковой – она без малого восемь лет обучает тихиничскую ребятню игре на аккордеоне. Говорит, раньше этот музыкальный инструмент был необычайно популярен, но сейчас в секции всего три человека. Однако Наталья Владимировна не жалуется: «Все мои ученики — талантливые и ответственные ребята. А главное, у каждого есть желание заниматься. Им не нужен родительский надзор, чтобы ходить на уроки, ведь как только у них появляется свободная минута, они тут же бегут к нам».

Словно подтверждая слова наставника, в класс заходит Вера Семененко. Судя по увесистому рюкзаку, пришла сюда сразу после школы. Несмотря на то что до начала занятий есть время, третьеклассница берет аккордеон и начинает разминаться. Решаю составить ей компанию: уже через несколько секунд инструмент оказывается и в моих руках. Жду указаний от Натальи Михальковой, но та вдруг обращается к моей соседке: «Вера, что Вадим сделал не так?»

— Во-первых, неправильно сел. Ступня должна полностью стоять на полу, иначе инструмент будет болтаться. Во-вторых, руки нужно вытянуть и немного согнуть в локте, так удобнее играть.

Вера СЕМЕНЕНКО и на аккордеоне играет, и на холсте пишет

Ноги моментально становятся крепкой опорой для аккордеона, а рукам стало гораздо проще нащупать все необходимые механизмы. Правда, теперь нужно расставить пальцы по клавишам и кнопкам. Лишь с пятой попытки мне удалось достичь состояния полной готовности. Поехали! Вера лихо начинает наигрывать мелодию, очень похожую на песню «В лесу родилась елочка». У меня же выходит лишь набор звуков.

— Тяжелый случай, — резюмирует Наталья Владимировна. — Вера, покажи Вадиму, с чего нужно начинать.

Третьеклассница быстренько расставляет мои пальцы по определенным клавишам и просит играть по одному звуку в октаве. Через 20 минут тренировки немного осваиваюсь с правой клавиатурой. Однако самое сложное впереди. Вера помогает попасть мне пальцами на мажор и минор. Теперь требуется одновременно играть и на клавишах, и на кнопках. Увы, ничего не получается. Я безнадежен?
Наталья МИХАЛЬКОВА уже восемь лет приобщает тихиничскую детвору к музыке

«Не отчаивайтесь, — подбадривает меня третьеклассница. — У меня тоже не сразу получилось. Больше тренироваться надо!»  С этим не поспоришь. Однако до Веры мне все равно далеко. Несмотря на девятилетний возраст, девочка очень здорово справляется с немаленьким инструментом. Некоторые дети в ее возрасте только учатся играть отдельные ноты, а она уже осиливает целые композиции. Более того, помимо аккордеона, школьница посещает кружок рисования. Наталья Гудкова говорит, что и на этом поприще она одна из лучших: «У них вся семья творческая. И мама рисует, и сестры. Одна даже в колледж искусств поступила».

ЗНАКОМСТВО с аккордеоном получилось так себе, поэтому иду пробовать себя в игре на фортепиано. В учебном классе Елена Граховская занимается с Антоном Леоненко. Как и в секции аккордеона, здесь тоже немного учеников — всего четыре. Преподаватель говорит, что теперь детям есть из чего выбрать, и свое предпочтение, к сожалению, они отдают не фортепиано: 

— Некоторые переходят в кружок хореографии, другие и вовсе меняют искусство на спорт. К сожалению, музыкальные инструменты выходят из моды.

Что ж, возможно, мой пример воскресит интерес. Приступаю к делу. Антон показывает, что каждая из клавиш означает. Начинаю играть.

— Нежнее нажимайте на клавиши, от этого зависит, каким будет звук, — подмечает Елена Валентиновна.

После аккордеона освоить этот материал получается быстрее. Антон предлагает сыграть вместе с ним «Серого волка». Охотно соглашаюсь. Из пианино начинают доноситься звуки, действительно похожие на знаменитую мелодию. Стараюсь улавливать все движения второклассника, чтобы ничего не испортить. И получилось!

— Еще несколько репетиций, и сможете даже на корпоративах выступать, — смеется Елена Граховская. 

Окрыленный успехом, пробую сыграть один. Выбираю все ту же «В лесу родилась елочка», которая не получалась у меня на аккордеоне. Пальцы легко бегают по клавишам, но ближе к припеву сбиваюсь с ритма. 

Антон ЛЕОНЕНКО исполнит на фортепиано все, что угодно

НАПОСЛЕДОК решаю заглянуть в кружок хореографии, в котором занимается большая часть учеников школы. В танцевальном зале руководит Степан Ксензов. Молодой преподаватель учит детей правильно двигаться под музыку. Глядя на них, понимаю, что пытаться повторить даже не стоит. Из общей массы выделяю Сашу Моисееву и Дашу Лабетову. Девочки синхронно исполняют какой-то танец. С виду очень круто смотрится. Интересуюсь, откуда такое взаимопонимание.

— Мы лучшие подруги. С детства вместе, — в один голос отвечают четвероклассницы. — Сюда нас мамы привели, они тоже дружат.

Директор Тихиничской детской школы искусств Ирина Королева объясняет, что танцы и пение сегодня в моде, поэтому родители, которые во многом предопределяют судьбу ребенка, ведут свое чадо именно туда.

— А музыка — это большой труд, — рассказывает Ирина Владимировна. — Для этого нужно выучить сольфеджио, которое не так просто дается. К тому же нужен инструмент, который не у всех есть. К примеру, родители одной ученицы взяли у нас в аренду скрипку, чтобы их ребенок мог репетировать дома. Однако это не говорит о том, что мы можем обеспечить инструментами каждого воспитанника. Наши ресурсы тоже ограничены.

И тут школу не в чем упрекнуть. Взглянув на цены музыкальных инструментов, начинаешь понимать, что искусство требует не только таланта, но и немаленьких финансовых вложений. Например, та же скрипка минимум обойдется в 200 рублей. Посчитайте сюда еще струны, которые периодически нужно менять. Плюс деньги на дорогу, ведь из Тихиничей за покупкой придется ехать в Гомель или Минск. С остальными инструментами, к слову, ситуация аналогичная. 

А вот с пением и танцами проще. Костюмы для выступлений, как правило, ученики шьют сами. Это существенно снижает затраты. Да и для оттачивания навыков во внеурочное время не нужно искать необходимый инвентарь: все можно делать в домашних условиях. Вот и получается, что родители вместе с детьми отдают свое предпочтение тому, что доступнее. 

В ТЕМУ

Сейчас в Тихиничской детской школе искусств учится 86 человек, которых обучают семь преподавателей. Больше всего детей посещает секции по хореографии — 46, на вокальном отделении — 9, баян, или аккордеон, — 8, гитара — 5, скрипка — 4, фортепиано — 4. Дороже всего обходятся занятия по фортепиано и гитаре — 7,36 рубля в месяц. Уроки по остальным направлениям — 5,52 рубля.

Ученики школы часто устраивают различные концерты в агрогородке. Один из последних – «Рождественские встречи» — был посвящен новогодним праздникам. Также сельские ребята с развлекательными программами выступают в Рогачеве, а несколько лет назад с собственной выставкой ездили в Украину.

banny@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter