Репортер «СОЮЗа» отыскал в белорусском Полесье уникальных мастеров гончарного дела

Здесь лепят чудеса

В Столинском районе на белорусском Полесье все точно знают: не боги горшки обжигают, а мастера из деревни Городная. Стоит она на очень ценных в гончарном деле коалиновых глинах, и горшковым промыслом местные жители занимаются уже добрых пять веков.



Сегодня в Городной осталось лишь несколько старых мастеров. Но ремесло живет. Лепить горшки молодежь обучают в Городнянском центре гончарства, о традициях рассказывают в музее‑усадьбе гончара, а раз в два года в Городной по инициативе Брестского областного общественно‑культурного центра проводится международный пленэр гончаров. В 2010 году традиционному гончарному промыслу деревни Городная присвоен статус историко‑культурной ценности Беларуси, а местный центр гончарства внесен в официальный перечень объектов нематериального культурного наследия Брестской области.

— Крестьяне из соседних деревень в шутку называли городнянцев горшколепами. А те не обижались, потому что считали себя мещанами. Городная имела Магдебургское право, на серебряном поле ее герба гордо стоял лось с золотыми рогами, директор Городнянского центра гончарства Василий Козачок приглашает в музейную комнату. Многие экспонаты старинные, использовались в быту десятки лет, часть — работы участников пленэров. 

Глаза разбегаются: «семак», «збан», «зливач», «пододинец», «одинец», «рынька», «макотра» — горшки, кувшины, миски, кружки... Самый большой по объему горшок — «поляк», на один литр рассчитана «мамзелька» — самая маленькая белоглиняная городнянская посуда, используемая в быту. У каждого горшка свое предназначение. Для молока — «глечик», для вина — «банька»...

Горшки из Городной узнаваемы, они отличаются желтым и зеленым цветом поливы, как здесь называют глазурь. А ушко, которое примыкает к горшку, образует с ним прямой угол — керамисты из других регионов так горшки не лепят. 

Василий Козачок добавляет еще одну характерную особенность городнянских горшков:

— Наши крупные, шаровидной формы, с совершенными пропорциями. Как правило, используется четкий декор — пояса и черточки красной глиной, мы называем такой декор ангобом.

Сегодня в Городнянском центре гончарства занимаются более двух десятков мальчишек. Секреты ремесла им передают Василий Козачок и мастер Григорий Ковалько. Они верят, что городнянской глины хватит еще на годы, а то и столетия.

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter