Нет, человечество не делится на цивилизованных людей и варваров. Оно состоит главным образом из людей цивилизованных. Процент варваров исчезающе мал: доли процента, миллипроценты. К сожалению, они очень заметны. Люди цивилизованные строят жилье, храмы, социальные объекты... Иногда получаются шедевры. Социальный объект — Колизей. Храм — Нотр-Дам. Жилье — замок в Мире. Люди столетиями ими любуются, за тридевять земель приезжают. Их могут быть миллионы. А потом является один варвар, который на стене шедевра чертит гвоздем: «Здесь был Вася». Или краской выводит неприличное слово или рисунок. Надписи могут быть на разных языках, но перевод всегда один: здесь был варвар. Вариант лайт — здесь был дурак.
Здание — один из редких примеров конструктивизма. Это такой стиль, когда все просто: плоские стены, никаких излишеств и украшений. Зато любая щербинка заметна. Поэтому, видно, его фасады было решено обновить. Строители сработали быстро и красиво. Сняли тротуарную плитку, сделали дощатый тоннель для пешеходов, поставили леса. Стены утеплили пеноплексом, оштукатурили и покрасили. В апреле начали и уже фактически закончили. Убрали леса, вернули на место плитку. В понедельник работник предприятия-подрядчика Дмитрий приступил к чистке тротуара щеткой. Финишная операция.
Минский Дом печати не отнесен ко всемирному наследию ЮНЕСКО, но виден издали. Перекресток проспекта Независимости и улицы Сурганова вообще заметное место.«Я не знаю, что сказать, у меня нет комментариев, — с видимой досадой произнес про автора граффити. — Ловить надо таких и наказывать!»
Главный инженер предприятия-подрядчика Дмитрий Кирьяченко сказал мне, что на объекте ежедневно работало до 30 человек. Граффити уже видел, констатировал: придется перекрашивать. Комментировать не стал: мои слова, мол, вы не сможете привести в статье.
Дурак, судя по всему, подготовился: у него было несколько баллончиков краски разных цветов. Одна пакость, через десяток метров — другая, четвертая, пятая... Пешеходы, минчане и гости, идут по тротуару и видят это. Судя по выражению лиц, они испытывают досаду и негодование, стыд и возмущение — естественные чувства цивилизованных людей. Дураку и варвару их не понять. Горький парадокс в том, что свою пакость он совершил буквально напротив академии искусств. Студенты, которые обучаются мастерству творить красоту, тоже все видят из окон альма-матер. Красота все равно победит. Парижане потратят годы и не пожалеют миллиардов, чтобы восстановить горевший Нотр-Дам. И весь мир им поможет. Ну а мы с мелкой пакостью справимся сами.
ponomarev@sb.by
P.S. Ко времени сдачи номера пакостные граффити были закрыты свежей краской.