22 сентября 2022 года заработал обновленный Закон «О дорожном движении». Среди изменений – возможность обучения и сдачи практического экзамена в ГАИ на автомобиле с автоматической коробкой передач. Приступить к подготовке курсантов школы смогли только с 11 января, когда вступили в силу свежие учебные программы. Узнали, много ли желающих сесть за руль машины с АКПП, когда первые ученики получат права с особой отметкой и смогут ли они в будущем пересесть на механику.
Сплошные плюсы
В Минске пока немного автошкол, запустивших группы по вождению на машине с автоматом: обзвонив с десяток, обнаружили всего несколько, предлагающих запись на курсы. В остальных ответили, что пока не готовят, и затруднились сказать, когда начнут. Направились в одну из школ, где обучение уже стартовало.
На автодроме мастер по управлению механическим транспортным средством Виталий Холодков демонстрирует ученику Максиму Бруеву машину с АКПП, на которой предстоит осваивать азы вождения. Учебное заведение приобрело ее весной прошлого года, когда в обществе стали активно обсуждать поправки в законодательство. Новенький автомобиль переоборудовали под учебный и поначалу использовали на дополнительных уроках для тех, кто когда-то получил права, но по разным причинам давно не был за рулем, а сейчас решил пересесть на АКПП.
Максим ждал, когда стартует обучение на автомате
Максим признается, что планировал прийти год назад. Но, узнав, что скоро начнут выдавать водительское удостоверение на машине с автоматом, решил подождать:
– В будущем не рассчитываю, что когда-либо пересяду на механику. Как по мне, у АКПП много плюсов. Не нужно отвлекаться на переключение передачи, выжимать сцепление – техника сама все делает, а мое внимание сконцентрировано на дороге.
Экзамены – с апреля
Инструктор по вождению рассказывает, что среди учеников немало тех, кто после получения прав собирается ездить на автомате:
– С АКПП шансов допустить ошибку на дороге меньше. Например, при сдаче экзаменов курсанты из-за волнения бросают сцепление и глохнут. С автоматической коробкой это невозможно. Кроме того, обучать на таких машинах легче. Не нужно объяснять, зачем сцепление и как переключать передачи. Здесь все просто: газ – поехал, тормоз – остановился. Переводить взгляд с дороги на коробку передач из-за отсутствия опыта не нужно. В результате дорожная обстановка контролируется полностью. Однако требования знаков и разметки никто не отменял – соблюдать их нужно всем.
Вождению отводится 50 часов
Осенью прошлого года, когда вступили в силу изменения в Закон «О дорожном движении», в автошколе открыли набор желающих водить машину с АКПП. Но прежде, чем запускать группу, требовалось дождаться обновленных учебных программ, говорит заместитель директора автошколы Павел Бекиш:
– Изменения внесли незначительные. В частности, появилась фраза о том, что обучать можно на автомобилях, оснащенных как механической, так и автоматической трансмиссией. Недавно от ГАИ получили пояснение: ближайшая сдача экзамена на машинах с автоматом с последующим получением водительского удостоверения возможна только с середины апреля, поскольку минимальный срок обучения должен составлять три месяца.
Хорошая новость для тех, кто выбрал автомат: в ГАИ больше не нужно преодолевать эстакаду. Однако на внутреннем экзамене она остается, обращает внимание Павел Бекиш:
– Мы работаем согласно Госстандарту СТБ 2191.2–2020 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и составов транспортных средств», и изменения в него не вносились. В документе прописано, чему должны обучать курсантов. Еще один открытый вопрос: как отмечать в свидетельстве, что курс пройден на авто с АКПП. Возможно, допишем это вручную либо появятся соответствующие изменения.
Выбрать коробку под себя
Сейчас в учебном заведении азы управления машиной с автоматом осваивают более десяти человек. Практическим навыкам их обучают на двух транспортных средствах – недавно автопарк пополнился и электромобилем. В ближайших планах руководства – приобрести еще одно авто с АКПП, делится задумками замдиректора:
– Выбрать автомат или механику – дело сугубо индивидуальное. Лучше остановиться на той коробке передач, на которой планируешь ездить. Кстати, и молодежь, и старшее поколение все чаще отдает предпочтение АКПП. Но нужно помнить, что освоившие механику в любой момент смогут пересесть на автомат. А наоборот, увы, не получится – придется заново осваивать всю программу, иначе тебя посчитают бесправником. Кстати, курсанты, которые так и не получили удостоверения потому, что механика не далась, теперь могут переучиться. Но для этого нужно полностью пройти курс вождения на автоматической коробке, то есть откатать 50 часов программы. Есть такая возможность и у тех, кто в процессе понял, что управлять МКПП им сложно. Однако независимо от того, сколько занятий с инструктором уже пройдено, на новой машине придется начинать с нуля. Тогда автошкола заявляет, что курсант прошел обучение на автомобиле с АКПП и, соответственно, может сдавать экзамен в ГАИ.
К слову, стоимость обучения на автомате в данной автошколе составляет 1500 рублей, на механике – на 100 рублей меньше.
СКАЗАНО
Павел Санкевич, старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД:
– С 11 января учебные организации могут проводить обучение на транспортных средствах без механической трансмиссии. Согласно законодательству, обучение управлению транспортным средством категории В проводится не менее чем в трехмесячный срок. Таким образом, начиная с 11 апреля граждане, прошедшие подготовку по единым программам управления транспортными средствами без механической трансмиссии, вправе обращаться в экзаменационные подразделения ГАИ для сдачи квалификационного экзамена и получения удостоверения с отметкой «АТ». В будущем, если такие водители пожелают получить право управления автомобилем с механической трансмиссией, им необходимо будет сдать только практический квалификационный экзамен (площадку, город) на автомобиле с МКПП.
mischenko@sb.by