Заводы, которые нужны стране. Итоги посещения Президентом ООО «МотоВелоЗавод»

Минский мотовелозавод. Это имя стоит в одном ряду с такими грандами белорусской промышленности, как МАЗ, МТЗ, ­БЕЛАЗ. Одна из визитных карточек потенциала страны — не иначе. Но история предприятия в постсоветский период оказалась противоречивой и во многом поучительной. В начале 1990-х завод успел взобраться на гребень волны начинающейся приватизации. Пользы это не принесло. Как и привлечение частного инвестора позже. Такой эксперимент оказался не для крупных производств. Раз за разом государство берется за решение проблем. В середине февраля Президент провел совещание по вопросам развития отечественной мотовелотехники. Тогда же пообещал лично побывать на производственной площадке, чтобы определиться с дальнейшей стратегией ее развития. В пятницу Александр Лукашенко приехал на предприятие, пообщался с коллективом и озвучил принципиальное решение по поводу дальнейшей судьбы завода:
— В этой пятилетке мы должны иметь суперобразцовое производство на этой площадке, и мотовелозавод останется таким же брендом для белорусов, как когда-то был. Мы должны все сделать, чтобы получить хорошее производство.

Хозяйский подход 

На февральском совещании, напомним, Президент поставил четкую задачу: выработать однозначную экономически обоснованную, эффективную модель развития производства с гарантированным сроком окупаемости примерно пять лет. Если такой план будет, его можно рассматривать и вести речь о финансировании. Ответственные за проект не стали откладывать в долгий ящик свои предложения и пригласили Александра Лукашенко лично оценить состояние дел. 

Сразу по приезде Президент потребовал по-хозяйски, по-народному подойти к развитию территорий ОАО «Мотовело», которое, напомним, сейчас находится на стадии ликвидации. Речь идет о 27 гектарах, четыре из них занимает производство, а большая часть сдается в аренду. Немало остается и незадействованных территорий.

— Надо сделать по-государственному, по-народному. Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Это золотое дно. Но никакого жилья. Здесь должно быть производство, и высокотехнологичное производство, — подчеркнул Александр Лукашенко и добавил, что сегодня важна ориентация продукции на экспорт. — Пожалуйста, арендуйте и продавайте продукцию на экспорт. И тут, в центре Минска, с удовольствием придут люди и будут работать.


Президент поручил главе Комитета госконтроля еще раз проанализировать необходимость сноса тех или иных зданий, чтобы не подходить к этому вопросу огулом. В свою очередь председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев озвучил Главе государства некоторые предложения. В частности, предлагается увеличить количество площадей под производство с нынешних 50 процентов до 70, а под логистику — снизить с 50 процентов до 20. На площадке также появится Минский городской технопарк. 

— К нам уже готовы заходить девять промышленных организаций (производители электроники, кормовых добавок, гидравлики), которые будут ориентированы на экспорт, — пояснил столичный мэр. 

— Надо сделать образцовый технопарк и по его образцу развивать в других городах и местах. Это хорошие рабочие места, не грязное производство, — поддержал Александр Лукашенко.

Кроме того, есть планы по размещению здесь государственной корпорации сельскохозяйственной промышленности, организации единого маркетингового центра, магазинов Министерства промышленности.

Проект с прицелом на будущее

Как доложил Президенту председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич, для того, чтобы оперативно решить все вопросы с площадкой, подготовлен проект указа. Документ предполагает несколько важных моментов: целевую продажу городскому технопарку всех площадей, которые есть на производственном участке, а объекты, не подлежащие продаже, предлагается передать городу, после чего Мингорисполком станет единственным хозяином территории и сможет вкладывать в развитие бюджетные средства и привлекать инвесторов. В то же время существуют определенные риски, связанные с долговыми обязательствами ОАО «Мотовело». 

Вердикт Александра Лукашенко такой — не терять времени: 
— Придется рисковать, принимать решения. Я готов к принятию этих решений. Вносите предложения не затягивая, в марте документы должны быть у меня на столе. Если мы хотим чего-то, надо начинать уже сегодня… Надо перспективное производство развивать и к концу пятилетки довести его до идеального состояния.
Костяк традиционного производства сохранен. Выпуском вело- и мототехники занимается ООО «МотоВелоЗавод», работающее на арендуемых у ОАО «Мотовело» площадях. В целом озвученные предложения Президент поддержал, но обратил внимание: мотовелозавод должен по-прежнему размещаться в третьем корпусе, а при его модернизации надо сделать акцент на организацию выпуска импортозамещающей продукции, чтобы максимально увеличить локализацию производства. Именно локализация — еще один акцент, подчеркнул Глава государства, обращаясь к директору «МотоВелоЗавода» Николаю Ладутько:

— Вопрос номер один для тебя — не только восстановление производства и его удвоение, а локализация. Сборочное производство — это хорошо. Съездил в Китай, в Россию, Европу, привез запчасти, свернул, скрутил, все хорошо. Нет, мы должны делать сами. 

Президент добавил, что на площадке можно производить различную продукцию, в том числе электромобили. К слову, первый промежуток модернизации — 2,5—3 года. А для того чтобы стимулировать работу, предложено выработать на всей площадке льготные условия.

Решение принято

Президент проехал по обширной территории ОАО «Мотовело». Наблюдения лишь подтверждают: для современного производства техники такие территории однозначно избыточны. Вопрос их максимально эффективного и рационального использования назрел однозначно. К общению с трудовым коллективом Александр Лукашенко вышел уже с фактически созревшим решением:

— Так жить нельзя. И вы так больше жить не будете… Здесь будет создан минский технопарк. И на этой площадке технопарка основное производство — мотовелозавод.

Президент обратил особое внимание на необходимость сохранения и развития традиционных белорусских брендов:
— Это мое личное и государственное дело. Потому что сколько я помню себя, всегда гордился тем, что у нас есть МТЗ, МАЗ, ­­БЕЛАЗ, мотовелозавод. Мы попробовали многое и пришли к выводу, что никакому частнику мы не нужны. Мало хороших частников, которые сегодня готовы работать для людей. Это мое убеждение.
По словам Главы государства, на государственном уровне принято решение восстановить ту славу мотовелозавода, которая была в советские времена:

— Это идея. В технопарке этом будет главное — мотовелозавод. Это будет самое хорошее, красивое и передовое предприятие, где вы будете работать и за пятилетку увеличите производство техники в два раза.


Остальные резиденты технопарка станут подбираться при условии их соответствия высоким экологическим стандартам:

— В центре города мы сохраним эту площадку как производственную, но чистую. Здесь не будет ни литья, ни нефтепродуктов. Здесь будет чистая площадка. И вторая особенность этой площадки в том, что это будет исключительно производство. Никаких посредников и даже никакой торговли. За исключением если здесь будут базироваться люди, которые будут торговать продукцией на экспорт.

Как пояснил Глава государства, такие предприятия будут ориентированы прежде всего на продвижение на внешние рынки продукции резидентов технопарка, если такая помощь им понадобится.

Александр Лукашенко распорядился, чтобы уже к осени — зиме на всей территории предприятия был в целом наведен порядок. Выполнение поручения он намерен проконтролировать лично. Еще одно поручение касается локализации производства:

— Вторая часть этого корпуса должна модернизироваться под локализацию. То есть мы должны эти комплектующие, запчасти в целом производить здесь. Все, что подлежит сборке, должно производиться здесь, в Минске.


При этом Глава государства отметил, что категорически против сноса зданий предприятия вдоль Партизанского проспекта. Они будут тщательно проинспектированы с целью сохранения:

 — У меня рука не поднимается (снести. — Прим. ред.). И вы привыкли, и я к этому привык. Надо, наоборот, привести это в порядок, сделать красивое это здание. Минпром готов там выставлять продукцию, которую мы в Беларуси производим (речь об идее организации выставки белорусской продукции. — Прим. ред.).

Глава государства подытожил:

— В течение трех лет мы должны полностью привести в идеальное состояние эту территорию и закончить всякие деяния с мотовелозаводом и другими помещениями. Что не нужно — до осени уберем… В течение трех лет создадим очень хорошее производство. За пятилетку мотовелозавод должен греметь на весь мир, как когда-то было в советские времена.


При этом Александр Лукашенко высказался за то, чтобы для отопления корпусов использовалось электричество:

— У вас избыток электроэнергии здесь. Подстанция очень мощная. У вас есть лишняя электроэнергия. А с учетом того, что у нас электроэнергии хватит при вводе атомной станции, мы прорабатываем вопрос и, скорее всего, реализуем его, чтобы отапливать эти помещения электричеством, — людям условия создавать. Коль мы уже дома строим на электричестве, в промышленных целях это сделаем.

Народный транспорт

Заводчане поинтересовались перспективами развития велодвижения в стране и личным отношением Главы государства к этому виду транспорта. Минск, конечно, не Амстердам и не Копенгаген, где велосипедный трафик, порой кажется, превышает автомобильный, но и у нас велосипеды набирают все большую популярность. На прозвучавший вопрос Александр Лукашенко полушутя заметил: если бы у нас в стране была настоящая диктатура, он бы вообще запретил по Минску ездить на автомобиле — только на велосипедах. Всерьез же сказал:

— Главное, понимать, что велосипед — это для здоровья самое лучшее. Лучше, чем футбол, хоккей.


Одно только но: большинство велосипедов у нас — иностранного производства. Президент обратил внимание: отечественный производитель сейчас занимает лишь около трети велосипедного рынка в Беларуси. За ближайшую пятилетку эту долю надо увеличить до 50—60 процентов, а затем развивать далее. В связи с этим поручил:

— Нам надо свой рынок занять и никому не отдавать. Как это сделать — это дело Правительства… Ваше дело — качество. Сделайте качественный товар, и мы вам поможем.

— Собственный рынок у нас в Беларуси составляет около 160—170 тысяч новых велосипедов в год, — позже уточнил журналистам директор ООО «МотоВелоЗавод» Николай Ладутько. — Мощности же намеченного нами предприятия будут превышать эту цифру.


К ярым сторонникам развития велосипедного производства и велосипедного спорта Глава государства причислил и себя. Особо отметил, что этот транспорт он любит с детства, катается на нем до сих пор, особенно когда погодные условия не позволяют бегать на лыжероллерах:

— Я велосипедом занимаюсь во время распутицы и иногда летом. Но каждый день я на велотренажере хотя бы три-пять минут. Каждое утро, и сегодня в том числе, я кручу велосипед, это очень полезно для сердца… 

Комплимент мотовелозаводу — есть в президентском гараже и «Аист», хотя Александр Лукашенко при этом сразу признается: тренируется он не на нем, хотя и очень сожалеет. Предпочитает легкие велосипеды с карбоновыми рамами, которые, по его мнению, можно производить и в Беларуси:

— Сначала собирать будем, а дальше, может, и производить. Конкуренция там очень большая. 

В ответ на фейки

Во время общения прозвучал и вопрос от журналистов. Корреспондент ОНТ Игорь Тур поинтересовался отношением Президента к информационным вбросам о том, что у него якобы есть какой-то личный дворец. Глава государства пообещал, что если кто-то что-то сможет найти в этом плане, то Глава государства обязательно пригласит туда СМИ и публично покажет.

— Вообще, в чем дело: я вот смотрю за этими беглыми, мы же знаем все их планы. Вот сейчас они (призывают. — Прим. ред.): санкции, санкции! Против мотовелозавода. А мы хотим в Евросоюз продавать велосипеды и так далее. Ну, если нашим людям нужны санкции, пусть они их (оппонентов власти, призывающих к санкциям. — Прим. ред.) поблагодарят, — сказал Президент. — Но им надо поднять людей к весне. Это у них вопрос номер один.

Александр Лукашенко обратил внимание, что одно из направлений для раскачивания ситуации было выбрано по аналогии с якобы найденным в России «дворцом Путина»:

— Они ж кричали в Москве, так? Думают: вот это надо нам в Беларуси. Надо найти «дворцы Лукашенко». «Дворец Путина» — значит, надо «дворец Лукашенко». И показать, раскатать.


Глава государства отметил, что авторы анонсированного материала о дворце идут на ложь, о чем свидетельствуют имеющиеся материалы их обсуждения. На замечание одного, что у Лукашенко на самом деле нет дворцов, второй ответил, что это ерунда, ведь чем страшнее ложь, тем больше ей верят.

— Ну как фашисты, — констатировал Президент.

— Мы контролируем ситуацию, видим. Дошли до того, что где-то частные дома у людей, где там побольше дом, они пытаются его сфотографировать и картинку вывесить. Так вот как реагировать на это — все, что они покажут, какой бы ни был фильм, я тебе обещаю: я тебя приглашу и лично покажу, — сказал Александр Лукашенко, обращаясь к задавшему вопрос журналисту.

— Я хочу, чтобы вы понимали: четверть века я Президентом работаю, и, если бы уже где-то какие-то миллиарды, как они говорят, или дворцы были, меня бы уже исполосовали налево-направо. Поэтому, если кто-то найдет дворец Лукашенко, сразу же заселяйтесь. Я вам публично об этом говорю, — подчеркнул белорусский лидер. — Я у своего государства ничего не украл, не взял… Поэтому вам просто хочу повториться, сказав о том, что у меня есть «дворец». По-моему, 7 на 8 домик, где я вырос с матерью. Вот это мой дворец. Все. Все остальное принадлежит государству.


Президент отметил, что оппоненты власти стремятся все делать, чтобы сломать страну, и главная их цель — Президент:

— Им надо раскачать народ. А как раскачать? Надо что-то найти против власти. А прежде всего надо снести голову. 
А голова — это Президент. Вот и вся их политика... Все делается для того, чтобы сломать страну. Украина рухнула. По периметру все постсоветские республики развалились, а вот эта Беларусь еще держится. Они ж прекрасно понимают, извините за нескромность мою, что держится в основном за счет того, что этот Лукашенко мешает. Поэтому его надо свалить.
Глава государства обратил внимание на методы, которыми не гнушаются недруги Беларуси:

— Если бы я вам еще рассказал… Это уже Комитет госбезопасности вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли и даже пластита. Кто специалист, тот знает. Это не Автуховича группа (террористическая группа Николая Автуховича, деятельность которой недавно пресекли правоохранительные органы. — Прим. ред.). Это уже новые. Хорошо, что их прикрыли. И там арсеналы. Зачем? Поэтому им надо сломать, а нам надо выстоять, и мы это сделаем.

Самые преданные кадры

Но, как говорится, собака лает, а караван идет. Возвращаясь к теме велопроизводства, Президент рассуждал не только о сегодняшнем и завтрашнем дне завода. Для того чтобы у мотовелозавода было действительно светлое будущее, мало модернизировать производство, закупить оборудование и просчитать грамотный бизнес-план. Не менее важно иметь квалифицированные, а главное, преданные кадры. А кто сумеет им передать эстафету, как не нынешние работники?

— Определитесь и направьте целевым образом их детей в белорусские вузы, прежде всего в Минске, — дал поручение Александр Лукашенко. — С таким условием, что там они получат образование, а сюда вернутся на работу. Чтобы «те» знали, что мы своих не бросаем.

И это уже взгляд за горизонт времени, где обязательно будет занимать свое достойное место мотовелозавод.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Ладутько, директор ООО «МотоВелоЗавод»:

— Самое сложное и ответственное для нас сейчас — развернуть производство тех деталей, которые из-за ценовых колебаний становятся конкурентными, сформировать площадки для установки соответствующего оборудования. В прошлом году стоимость логистики увеличилась в три раза, цены у поставщиков — на 25 процентов. И такая тенденция, к сожалению, сохраняется. Поэтому и стало возможным производство определенных видов изделий на территории нашей страны по конкурентоспособным ценам. Второе — для работы на подобном оборудовании нам необходимо обучить персонал. Наша задача — развиваться. Если говорить о дальнейшей локализации производства, то это даст нам дополнительные рабочие места, добавленную стоимость, дополнительные налоги в бюджет, а налоги — это наши дополнительные возможности. Да и с поставщиками выстраивать отношения не так-то и просто. Их у нас 24. Организационно и технологически лучше покупать комплектующие у своих производителей или ближайших. Я уверен, что в предстоящие пять лет тема локализации станет более актуальной не только для мотовелозавода, но и целого ряда других промышленных предприятий нашей страны.

­­ЦИФРЫ И ­­ФАКТЫ ООО «МОТОВЕЛОЗАВОД» 

За более чем 75-летнюю историю предприятие пережило разные этапы: на пике своего развития здесь ежегодно выпускали до 800 тысяч велосипедов и 250 тысяч мотоциклов, а коллектив завода достигал 6000 сотрудников. 

А вот с 2016-го по конец прошлого года продано менее 400 тысяч велосипедов. Предприятие закрепило за собой исторические торговые марки «Аист» и «Минск» и вновь созданные «А1» и «Краккен». Это все сделано на исторической производственной площадке (по Партизанскому проспекту) на арендованных у ликвидируемого ОАО «Мотовело» площадях и оборудовании. 

За 2020 год по сравнению с 2019-м объем производства в денежном выражении вырос в 1,3 раза, выручка от реализации продукции — в 1,4 раза, объем экспорта увеличен в 1,7 раза. В планах на 2021 год — увеличить вдвое (по сравнению с 2016-м) реализацию велосипедов (123 400 единиц) и в 8,5 раза — реализацию мототехники (7000 единиц).

kryat@sb.by

konoga@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter