Завещание Гильзена, солнечные часы Шадурского и подземелья с проклятием...

МНОГО слышала об Освее — городке, городском поселке — и от друзей-рыбаков — об одноименном озере, и от любителей путешествовать — о красивейших здешних местах, и от историков — о легендарном в прошлом партизанском крае. И очень удивилась, прочитав довольно однобокую статью об Освее одного из недобросовестных коллег, написанную, по всей видимости, впопыхах и под заказ. Это и заставило меня рассказать об этом удивительном городке.

«Северная жемчужина» — так называли Освею наши предки. И теперь она не потеряла своей привлекательности и загадочности/

МНОГО слышала об Освее — городке, городском поселке — и от друзей-рыбаков — об одноименном озере, и от любителей путешествовать — о красивейших здешних местах, и от историков — о легендарном в прошлом партизанском крае. И очень удивилась, прочитав довольно однобокую статью об Освее одного из недобросовестных коллег, написанную, по всей видимости, впопыхах и под заказ. Это и заставило меня рассказать об этом удивительном городке.

ОТ ВЕРХНЕДВИНСКА до Освеи сорок километров, от Освеи до границы с Латвией около восемнадцати, столько примерно и до российской границы. Из крупных населенных пунктов Освея — самый северный в Беларуси.

Место, откуда начиналась она, — мыс, выдвинутый в озеро. Официально населенному пункту чуть больше полутысячи лет, но на самом деле археологи находят тут предметы гораздо более древние. Благодатное место, рыбное озеро, безусловно — это древнее поселение.

Откуда появилось название городка — единого мнения нет, хотя на эту тему написаны уже целые книги. Одни считают, что оно пошло от балтов, другие — что финно-угорское, третьи — что славянское. И добавляют: «освея» — то ли озеро, то ли ручей, то ли речной песок, то ли сильный ветер. С финского «ас» переводится как берег, а «ви» — святое место или храм. Кстати, местный люд называет свой городок «Восвей».

Городской поселок стоит на берегу чудесного озера. Ученые утверждают, что первые жители здесь появились сразу после того, как сошел ледник и из-под земли стали появляться первые подснежники. На озере есть остров, где найдены городища, а в городищах — очень много древних орудий труда. Скорее всего, жизнь в Освее цвела и бурлила еще до нашей эры. По мнению ученых, места эти первоначально обживали угро-финские племена. Затем их потеснило балтское племя семигалов, которых, в свою очередь, ассимилировали кривичи.

В исторических трактатах Освея упоминается в 1503 году (Перемирная грамота между князьями ВКЛ и Московии), когда князь Александр подписал договор с Московским царем Иваном III. Первым владельцем приозерного края в начале XVI столетия стал полоцкий воевода Станислав Глебович.

Когда он умер, Освея перешла к витебскому воеводе Станиславу Кишке. А в 1600 году ее приобрел знаменитый канцлер ВКЛ Лев Сапега. Это было тяжелое время для Освеи. Начались набеги из Московского княжества, не один раз грабили и жгли поселение. В 1633 году его, можно сказать, вместе с жителями псковитяне стерли с лица земли. И потом Освея несколько раз горела, но Сапеги делали все возможное, чтобы отстроить ее заново. И управляли ею на протяжении полутора веков.

В 1695-м  Освея приобрела статус города, она славилась богатыми ярмарками, на которые приезжали далекие купцы, устанавливали свои лавки и торговали разнообразными товарами.

В 1749-м Иосиф Сапега продал Освею за миллион злотых минскому воеводе Яну Августу Гильзену. Новый владелец был очень образованным и духовно богатым человеком. Он составил «Хронику Инфлянт Польских», «Гербовник Инфлянтской шляхты», построил в городе знаменитый дворец, костел, разбил романтичный парк, пригласил сюда сестер милосердия, которые основали монастырский госпиталь.

Здание бывшего Освейского госпиталя сохранилось до наших дней и является одним из самых старых памятников архитектуры в районе. Памятником также является Освейский парк с остатками некогда знаменитого дворца.

Яну Гильзену помогал старший брат Ежи Гильзен, который работал в Освее, а позже стал епископом Смоленским. Они построили при монастыре костел миссионеров. Это было очень красивое здание: кирпичное, высокое, обнесенное огромной кирпичной оградой, внутри было очень много лепнины, старинных икон на стенах, а сверху — огромный рисунок: на голубом небе облако, на котором стоит Иисус Христос с ангелами.

Правда, в 1937 году храм взорвали, а потом начали тросами растягивать его стены. В них были могилы, и выпавшие оттуда мумии сразу же рассыпались в воздухе. Ценности из костела увезли, а старинные иконы сожгли на костре, который развели прямо перед костелом. Старики рассказывали, что когда организаторы этого шабаша начали прыгать через огонь, то у них были видны рога, из-под кожанок торчали хвосты, а вместо рук и ног — копыта. Люди крестились и бежали от этого места.

Братья Ян и Ежи заложили в Освее шикарный, один из красивейших во всей Речи Посполитой, дворец. Достраивал его уже сын Яна Юзеф Гильзен. По утверждению старожилов, здание имело форму птицы с распростертыми крыльями, состояло из пяти корпусов с четырьмя широкими галереями. Строительство дворца было символически связано с календарем. Во дворце было окон ровно столько, сколько дней в году, число залов равнялось количеству недель, а входов во дворец — числу месяцев. Главных же входов имелось четыре — они шли со всех сторон света. Дворец славился огромной библиотекой, а в одном из его крыльев находился зимний сад, занимавший два этажа, где росли магнолии, рододендроны, пальмы, лимоны, апельсины.

Создатель всей этой красоты Юзеф Гильзен мало пожил во дворце. Он умер в 1876 году в Риме и перед смертью оставил письмо, в котором завещал всех его крестьян освободить из-под крепостничества. Управляющий после него имениями должен был ровно половину отдавать на искусство, образование, на помощь бедной знати, а также крестьянам в случае стихийных бедствий.

После Гильзенов имение перешло во владение государственного советника графа Юзефа Шадурского. К этому времени местечко стало важным центром притяжения торгового капитала, значение которого переросло границы уезда.

Шадурские продолжили украшать Освею. Говорят, они очень долго занимались парком. Пруды, каналы, протоки создавали рисунок острова. Между главными прудами имелись подъемный мост и насыпные горки, на которых стояли беседки. А цветник в парке был размером с футбольное поле. Каждое дерево представляло собой композицию. На одной из полянок были установлены солнечные часы. Они представляли собой 12 лиственниц, высаженных кругом. В вольерах разгуливали волки, медведи, дикие кабаны.

От дворца в разные стороны вели подземные ходы, о которых до сих пор ходят легенды. Рассказывают, например, что однажды во время охоты собаки погнали зайца. А тот где-то в лесу провалился в подземный лаз, но собака за ним погналась дальше. Не дождались ее охотники, вернулись во дворец, выпили по рюмке-второй. Спустились вниз в подвал за добавкой, а в винном подвале сидит собака с зайцем. Пригнала аж сюда, ко дворцу.

На окраине парка и теперь видна яма. Ее называют чертовой. Местные говорят, что здесь когда-то хоронили самоубийц, а также тех, кто уничтожал церкви и дворцы.

К началу ХХ столетия в Освее действовали православная церковь, народное училище, лечебница, четыре еврейских молитвенных дома. В местечке работали десятки магазинов и лавок, дважды в году проводились оживленные ярмарки. В 1905 году, бурном и революционном, в маленькой провинциальной Освее проживало 3700 человек.

Великая Отечественная война оставила кровавый след на освейской земле. Серия карательных экспедиций 1943—1944 гг., наиболее масштабной из которых стала «Освейская трагедия», принесла невероятные страдания мирному населению. Освейщина была превращена в пустыню. Ни один уголок Беларуси не был так испепелен, как Освея. Здесь не осталось ни одного уцелевшего помещения, не говоря уже о жилых домах. Все было сожжено.

После войны люди, вернувшиеся из армии, партизанских отрядов и концлагерей, отстроили поселок заново.

СЕГОДНЯ население Освеи составляет более полутора тысяч человек. «Северная жемчужина» — Освея — не потеряла своей привлекательности благодаря природным богатствам. Тихий, чистый уголок нашей страны имеет реальные перспективы превратиться в элитарный район экологического, сельского и оздоровительного туризма. Ведь здесь расположены второе по величине в Беларуси озеро — Освейское — и один из самых крупных в республике водно-болотных комплексов, получивший почетный статус Рамсарского угодья из-за своих неповторимых флоры и фауны.

Городской поселок Освея — центр КУПСХП «Освейский» и сельского Совета. В 2007 году поселок получил статус агрогородка. Хозяйство специализируется на мясо-молочном направлении. Главная роль в животноводстве — выращивание и откорм молодняка КРС. Выращивают молодняк овец романовской породы, разводят и обучают лошадей для классических видов конного спорта, рабочих лошадей. В растениеводстве занимаются выращиванием рапса, зерновых и кормовых культур, семеноводством многолетних трав.

В 2006 году на базе КУПСХП «Освейский» открылось отделение Центра олимпийского резерва по коневодству и конному спорту Витебской области. Конноспортивная школа предоставляет услуги учебно-тренировочного характера, а также лошадей для верховой езды и многодневных пробегов. Здесь можно взять напрокат  упряжь, спортивное и туристическое снаряжение, а также предоставляются услуги по разбивке палаточного лагеря на специально оборудованной территории конноспортивной школы.

На территории агрогородка функционируют библиотека, детская музыкальная школа, городской Дом культуры, филиал территориального центра социального обслуживания населения, аптека, средняя общеобразовательная школа на 226 учащихся, лесничество, ясли-сад на 78 мест, районная больница на 25 койко-мест, поликлиника на 100 посещений в смену, отделения связи и сбербанка, комплексный приемный пункт, общественная баня на 50 помывочных мест, 6 магазинов райпо, 3 частных магазина и кафе, АЗС и автобусная станция. Налажено регулярное автобусное сообщение с Верхнедвинском, Полоцком и другими населенными пунктами.

Ксения ЯРОШЕВИЧ, «БН»

Фото Валерия СОЛОВЬЕВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter