Затаримся идеями

Те, кто родом из Советского Союза, хорошо помнят: молочную бутылку можно было сдать в том же продуктовом магазине, а на вырученные деньги купить свежее молоко. Говорят, система приема тары тогда была налажена настолько идеально, что ей завидовали далеко за пределами страны. Но время внесло свои коррективы, а производитель выдал нам, потребителям, великое многообразие упаковки — от бумажной до пластиковой.

cont.ws

Добрая традиция приема тары прямо в месте покупки нового товара была подзабыта. Нет, пункты приема вторсырья принимают ее и сейчас. Но, по словам начальника управления по координации деятельности в сфере обращения с ВМР ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолия Шагуна, это лишь 5 процентов от количества образующейся упаковки.

А как же остальное? ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, тетрапаки… Многие из них разлагаются на свалках годами. Говорят, на каждого жителя страны приходится около 400 килограммов мусора. Примерно столько весит средний зубр. И очевидно, что достаточно приличный процент от общего числа отходов занимают всевозможная тара и упаковка. Кроме того, эксперты считают: цифра, если не принимать мер, потенциально может вырасти еще на треть.

Конечно, у нас в стране работает целая система по сбору, разделу и переработке тех отходов, которые могут получить вторую жизнь. Такой мусор предприятиям, кстати, захоранивать строго запрещено. И за нарушение этих правил полагаются штрафы. Однако, констатируют в Минприроды, эти правила зачастую нарушаются.

Тем не менее, и сегодня об этом говорят эксперты, цифра переработки образующихся в стране отходов, а ежегодно это около 50 миллионов тонн, не слишком велика и составляет около 17 процентов. Население в этом процессе задействовано не слишком активно. Прорывом, считают специалисты, должно стать внедрение депозитно-залоговой системы сбора тары, которое запланировано на 2020 год. Проект указа о создании и функционировании депозитно-залоговой системы сбора потребительской тары готов и находится на рассмотрении.

В пример можно привести опыт соседней Литвы, которая всего за несколько лет достигла показателя по сбору использованной упаковки более 80 процентов! А ситуация там была ненамного лучше нашей. Кстати, систему создавали сами производители пива и безалкогольных напитков. Высказывались в ее поддержку и наши производители. По их мнению, в стране может быть с успехом внедрена депозитная система сбора тары, которая позволяет сдавать бутылки в тароматы, получать за это деньги и тем самым не вредить природе. Депозитная система сбора тары широко распространена в странах Евросоюза.

Какой может быть цена вопроса — сама залоговая стоимость тары у нас? В Европе это 10—15 центов. Исключение разве что Германия: здесь цифра достигла 25 центов. Поэтому и результат сбора так высок. У нас обсуждается сумма в 20 копеек. На эту тему планируют даже провести масштабное социологическое исследование. Но нужно четко понимать, что цена товара вырастет  на залоговую сумму.

На стадии обсуждения отпали многие вопросы. Например, торговлю волновало, где взять оборотные средства на принятую от населения тару, если товар еще не продан. Оказывается, эти расходы заложены в сумму, которая потребуется для внедрения системы в целом. Речь о 100 млн евро. Из них, по словам Анатолия Шагуна, на оборотные средства планируется выделить 40, а на закупку необходимого оборудования — около 60 миллионов евро. Этим обусловлен поиск инвесторов, которые плюс ко всему имеют опыт подобной работы, чтобы система заработала безотказно.

Конечно, все новое — хорошо забытое старое. Но готово ли население, на которое возлагается столько надежд, стать участником депозитно-залоговой системы? Найдутся ли на ее внедрение немалые финансы? Поживем — увидим.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter