![](/upload/iblock/d17/d17e322c4de4d7f3196094d58af5dc2d.jpg)
Расстановка приоритетов
![](/upload/iblock/323/323c152b8ed0de00ce695f2f3a15022b.jpg)
Директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок, которая является национальным координатором проекта, отмечает: основным посылом при выборе 12 районов (Березовский, Кобринский, Браславский, Оршанский, Брагинский, Жлобинский, Хойникский, Лидский, Борисовский, Молодечненский, Быховский и Кличевский) была Программа социально-экономического развития страны до 2020 года. Районы должны стать центрами экономического роста или привлечения инвестиций.
На начальном этапе проекта для определения направлений развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в пилотных районах провели конкурс бизнес-идей, который не предусматривал финансирования. От местных жителей поступило более 2000 предложений. На их анализе, а также на основании стратегических документов, планов социально-экономического развития районов, паспортов территориально ориентированного развития районов независимые эксперты разработали районные планы развития МСП. Учитывался международный опыт регионального развития предпринимательства, новейшие разработки в этой области и рекомендации экспертов. Также проведены обучающие мероприятия, в результате чего каждый из районов выбрал свою методологию экономического развития.
— В рамках проекта в конце ноября прошлого года проведен конкурс инициатив, направленных на развитие субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в районах, то есть центров поддержки и бизнес-инкубаторов. Конкурс предусматривал конкурентный механизм. Отобрано 11 инициатив с общим бюджетом более одного миллиона долларов США. В этом году они получили финансирование Евросоюза. Реализация рабочих планов победивших инициатив сейчас находится на разных этапах. Отмечу, что стремительнее всех развиваются инициативы в Березовском, Жлобинском, Борисовском районах, — рассказывает руководитель проекта Людмила Соколовская.
![](/upload/iblock/e3f/e3f4235712c57166657897afeaad74a1.jpg)
Не за горами проведение других конкурсов. Например, до конца июля этого года принимаются заявки на конкурс инициатив по развитию предпринимательства, в рамках которого можно получить финансирование на развитие кластерных и социально значимых инициатив. Также планируется провести конкурс по выбору организаций, заинтересованных стать поставщиками микрофинансовых услуг в пилотных районах, и конкурс стартапов. Забегая вперед, Людмила Соколовская делится первыми результатами проекта:
— Во-первых, появились субъекты поддержки МСП новых форматов — акселераторы, призванные привлечь молодых предпринимателей для разработки инновационных продуктов и дать им площадку, инновационные центры, мобилизаторы, центры поддержки молодежного предпринимательства, агроэкотуризма. Во-вторых, повысился потенциал целевой аудитории, прошли образовательные мероприятия, направленные на формирование знаний в области создания и развития собственного дела. Сейчас проходит школа стартапов, позволяющая всем желающим разработать бизнес-план и получить консультации у профессиональных экспертов. Подготовили пособие по кооперации субъектов МСП и самозанятых. Как показывает опыт, кооперация является одним из наиболее эффективных инструментов развития предпринимательства.
В Беларуси кооперация сконцентрирована в основном в сфере агроэкотуризма и сельскохозяйственного производства. Главные плюсы кооперации — снижение затрат и повышение стоимости продукции или услуг за счет положительного эффекта масштаба (увеличения объемов производства/поставок) при совместном проведении рекламной кампании, полной загрузке мощностей, выходе на рынок с большими партиями товара и так далее.
Экономика местности
— Несмотря на значительно расширившиеся за последнее время инструменты, доступ к финансированию все еще отмечается бизнесом в числе препятствий для роста предпринимательства в регионах. Об этом свидетельствуют результаты исследования по оценке доступа к заемным средствам для малого предпринимательства и экономически активных граждан, проведенного в регионах страны в рамках реализации проекта в конце прошлого года, — рассказывает Ирина Бабаченок.В исследовании участвовало 11 организаций, осуществляющих поставку финансовых услуг, и 432 микро-, малых и средних организации и физических лица. При этом 81,25 процента расположено в небольших городах и малых населенных пунктах на территории 12 целевых районов проекта.
Анализ показал: 51 процент респондентов никогда не пользовались кредитами, лизингом или займами. При этом 52 процента выразили заинтересованность в получении заемных средств из официальных источников. Две трети из тех, кто не имеет опыта официального заимствования, но хотел бы им воспользоваться, — предприятия, работающие не более 3 лет. Наибольшей востребованностью среди индивидуальных предпринимателей и микро- и малых предприятий пользуется кредит/заем/лизинг на сумму от 20 000 до 100 000 белорусских рублей, среди физических лиц — 1000—10 000 белорусских рублей по ставке не выше ставки рефинансирования на срок до двух лет. У
44 процентов предпринимателей нет движимого или недвижимого имущества, которое они готовы оставить в залог в качестве обеспечения кредита/лизинга, поэтому наиболее предпочтительным для них является предоставление поручительства, включая поручительство Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Один в поле не воин
Чтобы на примере увидеть, что такое бизнес-инициативы и какие программы они разработали, отправляемся в Брестскую область. Березовский район, северную границу белорусского Полесья, жители называют промышленным. Действительно, градообразующих предприятий здесь немало. Как и деревень. И, как считает руководитель местной инициативы Наталья Строк, для сельской местности нужна альтернатива — создание центра поддержки агроэкопредпринимательства.![](/upload/iblock/74a/74a0354bb283bce708c2cf16f0333aee.jpg)
Встал вопрос: как зарабатывать? В рамках инициативы здесь решили создать центр коллективного пользования оборудованием, промышленный объект с удобными подъездами для транспорта. На помощь пришел председатель райисполкома, посоветовав выкупить в деревне Мостыки здание, бывшее некогда домом социальных услуг.
![](/upload/iblock/bd0/bd06afab7d6a68dfc774af17e4d06c1d.jpg)
Наталья объясняет: в районе сырье (ягоды и овощи) выращивают, заготавливают и продают в Россию. На этом бизнес прекращается, а ведь сырьевая база большая. При этом рискнуть купить оборудование для переработки осмелятся немногие. Фермеры Березовского района специализируются на зерне, картофеле и капусте. Однако местность богата лекарственными травами, заготовка которых велась когда-то с весны до поздней осени. В рамках инициативы откроется так называемая зеленая школа. Разработаны методические положения по видам трав, их сбору, экологической проблематике. Благодаря оборудованию можно не только перерабатывать сырье, но изготавливать аутентичную продукцию — джемы, варенья. Также на этой площадке продвигать тему рационального пользования землей. В этом году, к слову, посадили голосемянную тыкву. Из нее можно получать масло и выгодно продавать не только на территории страны, но и за рубежом. Кстати, здание центра планируется сдать в эксплуатацию до конца 2020 года.
![](/upload/iblock/2b8/2b84fb196a5b4f3f097e6febe6db7967.jpg)
![](/upload/iblock/220/220be0a56cb82295c8aa8bb2c5b969c0.jpg)
Протоптать тропинку
— Помимо этого, конечная цель — создание агротуристической площадки. Жители близлежащих районов смогут провести время с пользой, приехать даже с детьми — смастерить медальоны, поработать с глиной, выпечь белорусские «выхваты». Агротуризм имеет смысл, когда не надеешься на иностранного гостя. Нужно развивать внутренний. И так не только здесь. У каждого района в Беларуси есть перспектива, — подчеркивает Наталья Строк.
![](/upload/iblock/7a9/7a9f3fed656c156b4c4b7f026da87b0b.jpg)
Инициатива в первую очередь рассчитана не только на работу с населением, но и на то, чтобы научиться использовать землю с умом. Следующая точка на маршруте — деревня Высокое. На территории общей площадью три гектара создают школьное отделение питомника. Здесь планируют заготавливать компост в течение трех месяцев с помощью специальной бактерии. Постепенно строители обустраивают высокие грядки с капельным поливом, где одновременно будут выращиваться крупномеры. В том числе боярышник, который дает первые ягоды только спустя 7–8 лет. Правда, сроки пришлось перенести. Наталья объясняет:
— В прошлом году мы планировали закупить специальные горшки для растений, которые дают возможность не заплетаться корням, укреплять их. Из-за закрытия границ по причине пандемии поставок из Китая не случилось, также мы не получили саженцы от польского фермера-партнера. При созданных условиях на этом объекте достаточно двух рабочих мест.
Развитие с малых лет
Участник инициативы, без которого рассказ был бы неполным, — Здитовская средняя школа. В целом деревня Здитово, резюмирует Наталья, знаменита инициативными, с предпринимательской жилкой людьми. Но именно школа — средоточие активности. На ее базе создан молодежный бизнес-инкубатор. Его цель — подготовить детей к тому, чтобы не уезжать из родных деревень и учиться зарабатывать на родной земле.Территория сельской школы, казалось бы, не отличается от других, но посмотришь вглубь — действующий огород, просторная теплица и даже собственная метеостанция. То ли еще будет…
— В проектной деятельности имеем опыт более 10 лет. Сильны и в международном сотрудничестве. Нам интересно новое с позиции содействия региональному развитию, деревни и местного сообщества. В этом году от отдела образования подавались на спортивный проект. Нам выделят шесть уличных тренажеров, сделают велопарковку. Другой проект — молодежная инициатива. Дети решили, что им не хватает зоны отдыха. Будем устанавливать скамейки. И третий — совместный с заказником «Споровский» — создание на базе школы центра местного развития, чтобы консолидировать усилия заинтересованных жителей в части развития предпринимательства, — рассказывает директор школы Виталий Жукович.
Школа как социальный институт видит в развитии сельского хозяйства дополнительный ресурс активизации жизни на селе. Опыт налаживания работы молодежного бизнес-инкубатора показал, что детям это интересно. При поддержке инициативы, которую курирует Наталья, можно усилить одно из направлений бизнес-инкубатора — растениеводство. Ведь не первый год здесь выращиваются малина, голубика, клубника… Да и совместный опыт полезен, чтобы получить знания по брендированию и реализации товара.
В своем регионе уникальны
В рамках инициативы в Кобринском районе создается центр консультирования и поддержки предпринимательства. Ставка сделана на расширение деятельности учреждения «Школа бизнеса» и развитие компетенций локальных тренеров для профессиональной поддержки и консультаций МСП на постоянной основе. Еще один фокус — вовлечение в бизнес молодежи. Более чем 160 участникам предложат местные курсы в области управления бизнесом, IT и по прикладным специальностям, а более 120 повысят свои бизнес-компетенции, смогут найти молодых квалифицированных специалистов. Теперь обо всем по порядку.
![](/upload/iblock/028/02829daa2e9c4a35fc9871f976129f31.jpg)
Руководитель инициативы
Сергей Панасюк, действующий предприниматель, более 10 лет занимающийся продажей и ремонтом компьютерной техники, побывал на множестве обучающих проектов для бизнеса, мастер-классов, тренингов, перенял опыт конкурентов из соседних стран.![](/upload/iblock/ac3/ac304b5010f599496af3ec74b94a71f9.jpg)
— Спустя полгода о нашей кооперации узнал исполком. Заместитель председателя нашу идею одобрил и попросил принять участие во встрече с Дмитрием Матусевичем, бывшим тогда еще в должности заместителя министра экономики. Встреча длилась четыре часа. Все это время мы честно обсуждали проблемные вопросы региона. А вскоре встретились с представителями Программы развития ООН, которые заинтересовались нашей кооперацией, отметили ее уникальность и предложили поучаствовать в конкурсе инициатив. На него подали 76 заявок из 12 регионов страны. И каждая заявка оценивалась по балльной системе. Мы с партнером заняли третье место, — вспоминает Сергей.
— Какими результатами можете похвастаться?
— Получили официальный статус центра поддержки предпринимательства, закупили оборудование для проведения презентаций и обучающих мероприятий — проектор, информационную доску, фото- и видеотехнику. Запустили образовательную часть. По программе у нас должно быть шесть локальных тренеров — действующие предприниматели Кобринского района, которые могли бы обучать других. Из-за пандемии они прошли обучение в столичной Бизнес-школе ИПМ удаленно. Уже провели два тренинга для начинающих предпринимателей. Всего планируется провести 12 таких тренингов на различные темы. К слову, уже пять человек благодаря нашим консультациям открыли ИП.
Кроме этого, наладили коммуникацию с местными органами власти, с центром занятости, ведь именно оттуда приходит часть предпринимателей. Сейчас главная цель — создать экосреду и рабочую атмосферу, чтобы мы дальше продолжали встречаться и развиваться, помогать друг другу расширять бизнес, строить коммуникации с другими районами Беларуси. Вскоре на базе центра поддержки появятся юридические и бухгалтерские услуги.
Сергей подытоживает:
— Уверен, вскоре благодаря популяризации предпринимательской деятельности наш район будет не узнать.
malyshchyts@sb.by
Фото Сергея Гапона