Новый опыт: первая пятерка опытных белорусских электрокаров проходит испытания

Заряжены на успех

В Беларуси наработаны новые компетенции в создании транспорта на электротяге

Первая пятерка опытных белорусских электрокаров проходит технические испытания, получает коммерческую оценку. Следующим шагом будет выход автомобиля в серию. Время, наверное, самое ответственное, потому что проект важен для страны. И не только потому, что реализуется по поручению Главы государства, но и потому, что это совместное детище ученых и практиков Беларуси. Первое и самое главное, о чем говорят специалисты, — наработаны новые компетенции в создании транспорта на электротяге. И нет сомнений в том, что наш электромобиль станет еще одним поводом для гордости и демонстрацией растущего потенциала республики.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Это будущее, мы не можем отстать. Мы не можем при наших компетенциях, при такой науке плестись в хвосте. Никто послезавтра, в ближайшем будущем не будет покупать массово так, как это было раньше, автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

На совещании о развитии белорусского автомобилестроения, 31 августа 2017 года

За рулем белорусского электрокара можно посидеть, посетив уникальную выставку «Моя Беларусь», которая продолжает свою работу в Минском международном выставочном центре.

Отечественная компонентная база 

Сегодня белорусская продукция — от молочки до больших машин — ассоциируется с высоким качеством. А сложные реалии, с которыми приходится сталкиваться из-за турбулентности в мировой экономике, экономисты и ученые называют временем возможностей. Так почему бы не углубиться и не расширить возможности оте­чественного автопрома? Начать с импортозамещения ушедшей с рынка компонентной базы и завершить собственным легковым электромобилем? 

Аккумуляторы, фары, силовая электроника и многое другое — то, что уже под силу белорусам. Например, не так давно те же силиконовые патрубки, важный компонент для охлаждения и вывода выхлопных газов, стали изготавливать в Бресте на ОАО «Брестмаш». До этого их закупали за рубежом. Востребованы они при изготовлении тракторов, грузового, общественного и сельхозтранспорта. Поставляются на МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш» и другие автогиганты. 

Высокая степень локализации и у наших опытных электрокаров, поскольку тяговые электродвигатели производит Могилевский завод «Лифтмаш», инверторы — Новополоцкий завод «Измеритель», батареи — Первая аккумуляторная компания из Бреста. И это, убеждены эксперты, только первые шаги. 

Геннадий Свидерский.
СЗАО «БЕЛДЖИ», отмечает его гендиректор Геннадий Свидерский, в целом взяло курс на локализацию компонентной базы — уже найдены белорусские поставщики десятков комплектующих и материалов. Однако, по мнению руководителя, важно, чтобы в процессе импортозамещения не пострадали качество и кошелек покупателя. Поэтому к процессу относятся особенно ответственно. 

Тем не менее, изучив ситуацию на рынке «электричек» в Беларуси, здесь убеждены: имеющиеся компетенции позволят создать достойный автомобиль. Напомним, в основе нашего электрокара — аналог на ДВС, что во многом удешевляет и ускоряет реализацию проекта. Создатели надеются, что это станет началом эры электромобилей отечественного производства в стране. 

Александр Белевич.
Среди компонентов, которые составляют наибольшую наукоемкость и цену в этом автомобиле, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту ГНУ «ОИМ НАН Беларуси» Александр Белевич называет электробатарею и тяговый электропривод. И напоминает, что компетенции по производству таких изделий в нашей республике до настоящего времени отсутствовали: 

— Вся конструкторская документация, все программное обеспечение, силовая электроника — это разработки нашего института. Еще один важный момент в том, что эта машина будет адаптирована под суровые климатические условия Беларуси. 

Своевременное появление 

О том, что появление электрокара белорусского производства будет своевременным, свидетельствует растущий спрос на «электрички». И речь даже не о мировых трендах. Согласно данным Автомобильной ассоциации БАА в декабре прошлого года у нас в стране наблюдался скачок спроса на электрокары — более чем на 40 процентов. 

Первый белорусский электромобиль — совместное детище ученых и практиков Беларуси.

В целом эксперты прогнозируют рост спроса в Беларуси на электрокары в 2025-м. Если в прошлом году статистика официальных продаж новых электромобилей составляла около 3 тысяч штук, то в нынешнем планируется, что цифра вырастет в четыре раза и будет примерно 25 процентов от общей доли рынка. 

Андрей Ткачев.
Но, конечно же, общие цифры намного больше. Ведь многие потребители покупают или уже купили автомобили, бывшие в употреблении. Как отмечает заместитель председателя правления Белорусской ассоциации автомобилистов (БАА) Андрей Ткачев, уже в 2022-м, после начала действия законодательства, стимулирующего использование электромобилей, электропарк страны вырос до 4 тысяч машин. Конечно, тогда этот рост был обеспечен в основном за счет водителей-энтузиастов, которые рискнули приобрести такие электрокары без сервиса и гарантии. Но уже в 2023 году с приходом новых высокотехнологичных китайских брендов начались массовые поставки зеленых авто. Тогда количество электромобилей выросло до 10 тысяч, а в 2024-м эта цифра фактически удвоилась. 

Андрей Ткачев напомнил, что такие результаты были бы недостижимы без сильной поддержки, которую оказывает электронаправлению белорусское государство. Он напомнил: решающее влияние на ситуацию оказал Указ № 92 «О cтимулировании использования электромобилей», а также Указ № 447, который ввел дополнительные льготы для юридических лиц, которые при ввозе электромобилей освобождались от таможенных пошлин: 

— Таким образом, наше государство на законодательном уровне сделало все, чтобы покупка и владение электромобилем в стране было максимально выгодно для белорусов. 

У белорусских опытных электрокаров высокая степень локализации.

Выгоды для экономики и экологии 

Пожалуй, появление отечественного авто на электротяге будет своевременным еще и потому, что создана инфраструктура для данного вида транспорта. В том числе, что немаловажно, сервисное обслуживание. Ну и конечно же, зарядные станции. 

Как сообщили в РУП «Беларуснефть», сегодня зарядная сеть «Маланка» включает в себя свыше 700 зарядных станций различной мощности, в том числе четыре супербыстрых зарядных комплекса мощностью 350 киловатт. 

Наша сеть, — рассказали на предприятии, — обеспечивает около 100 тысяч зарядных сессий в месяц. Около 26—28 процентов составляет доля юрлиц в оказании услуг по зарядке транспортных средств, и в нашу сеть, помимо наших зарядных станций, также интегрировано около двух десятков партнеров. Если посмотрим на тренды развития, за последний год мы наблюдаем рост потребления услуг по зарядке почти втрое, что говорит о том, что сейчас все больше потребителей выбирают электромобиль. Это люди, которые живут в многоквартирных домах и используют общественную зарядную сеть для зарядки своих транспортных средств. 
Если тренды будут продолжаться, то вполне вероятно, что к 2030 году Беларусь может рассчитывать на цифру в 300 тысяч электромобилей, убеждены эксперты. Это позволит стране прибавить 1,7 миллиарда киловатт-часов потребления электрической энергии.
Впрочем, даже при более пессимистичном прогнозе — росте количества электромобилей до 70—80 тысяч единиц — электропотребление составит около 200—400 миллионов киловатт-часов. 

Хотя хочется верить, что многим уже понятны плюсы авто на батарейке. Например, для экономики и экологии республики. Ведь даже 20 тысяч электромобилей могут обеспечить экономию примерно 40 тысяч тонн нефти, а также они не выбросят в атмосферу Беларуси около 45 тысяч тонн СО2. 

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter