![](/upload/iblock/1a5/1a58cd7fe7f1da79514bcad90435e0ab.jpg)
Полный вперед
В соответствии с поручением Президента сформирована и утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Совместно с Национальной академией наук создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В него вошли МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ и «ЭТОН-ЭЛТРАНС».![](/upload/iblock/993/9939d799d3c62311342a827e7f6b7fd1.jpg)
— Всего с учетом экспорта произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта. МАЗ и «Белкоммунмаш» произвели 85 и 110 электробусов соответственно. Транспортные организации страны закупили 173 электробуса, в том числе 155 с динамической зарядкой, 8 троллейбусов производства «Белкоммунмаш». На экспорт поставлено 22 электробуса, 208 троллейбусов и 5 трамваев.
Что касается других разработок МАЗа и «Белкоммунмаша» в области электротранспорта, то специалисты предприятий завершили опытно-конструкторские работы и изготовили экспериментальный образец грузового электромобиля грузоподъемностью до 4 тонн и опытный образец грузового электромобиля грузоподъемностью 10 тонн.
БЕЛАЗ тоже включился в эту гонку. Создание беспилотного транспорта — приоритетное направление разработчиков предприятия. Первые образцы высокопроизводительных самосвалов-беспилотников несколько лет назад поставили в Россию, где они прекрасно себя зарекомендовали. Также успешны инновационные разработки в создании электросамосвалов, самосвалов-электровозов, дизель-троллейвозов, электротроллейвозов. Особенно радует то, что инновационные решения БЕЛАЗа в части создания высокотехнологичной и экологичной электротехники нашли своего покупателя. Также на заводе изготовлены образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн (на аккумуляторных батареях) и 220 тонн (дизель-троллейвозного типа).
![](/upload/iblock/aa8/aa8754173d6a91669c97f910d3d50282.jpg)
— Для дальнейшей локализации производства электротранспорта «Могилевлифтмаш» выпустил 64 тяговых электродвигателя, «Измеритель» и «Белкоммунмаш» — 288 инверторов (систем управления), — добавил Олег Слепченко.
По машинам!
«БЕЛДЖИ» тем временем налаживает производство электромобилей китайско-белорусской разработки. В прошлом году завод на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин завершил сертификацию легкового электромобиля GEELY GEOMETRIA C. Наши специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей. Они адаптированы к нашему климату. Уже реализовано 35 машин на сумму около 3 миллионов рублей. Кстати, эксплуатация проходила в традиционных для нас погодных условиях, в частности в мороз. Проект непростой, и о массовом производстве отечественного легкового электрокара говорить пока рано в силу прежде всего ценового фактора. Важно не просто разработать модель, но и поставить производство электромобиля на поток. А перед этим произвести тест на соответствие всем требованиям и стандартам, пройти краш-тесты, предусмотреть использование отечественных комплектующих, обеспечить сервисное обслуживание, утилизацию отработанных батарей…![](/upload/iblock/497/4976a6cadf0ee3b29b2be92ffb2d8609.jpg)
На фоне роста числа электромобилей на наших дорогах развивается зарядная инфраструктура. «Витязь» организовал производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) закупает «Белоруснефть», а станции переменного тока организация-производитель реализует в том числе владельцам экологичных машин для установки в местах стоянки, в гаражах.
Таким образом, задача развития электротранспорта в стране решается комплексно, включая не только изготовление транспортных средств, но и мероприятия по созданию производств узлов и комплектующих для электромобилей, условий для их эксплуатации.
gorbatenko@sb.by