Рождение белорусского электромобиля идет параллельно с преображением транспортной инфраструктуры

Заряженные на движение

Новые тактические задачи по созданию в стране собственного электромобиля поставлены перед белорусскими машиностроителями. Первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков в конце июля посетил СЗАО «БЕЛДЖИ», выпускающее легковушки с китайско-белорусской родословной. По результатам совещания, на котором обсуждались насущные проблемы отрасли, было четко обозначено: несмотря на общемировые перебои в производстве и продажах транспортных средств, а также на санкционную политику Запада, от идеи создания своего электрокара наша страна не откажется. Цель на ближайшие пару лет — максимально освоить компонентную базу будущего авто.
­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Я уверен, что в этой пятилетке (предстоящей. — Прим. ред.) мы будем иметь свой хороший электромобиль. Плюс к тому на «Джили» с китайцами мы будем производить свой электрический автомобиль. Это уже реалии.

Во время посещения завода «Атлант», 10 июля 2020 года.

Навстречу требованиям рынка

Говоря об итогах посещения предприятия, Николай Снопков напомнил, что освоение компонентной базы белорусского электромобиля к концу нынешней пятилетки — это поручение ­Президента. Впрочем, в связи с мировыми антироссийскими санкциями выгодно и стабильно работающее производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Пока же цель такова: белорус должен покупать белорусский автомобиль.

— Рациональные и наиболее наработанные компетенции у нас есть в электромобиле, — сказал первый вице-премьер. — Поэтому продолжаем формирование его компонентной базы. Параллельно, вероятнее всего, с надежным партнером будем продолжать разработки и повышать локализацию автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

По убеждению Николая Снопкова, компетенция и инженерная мысль в нашей стране достаточно развиты для того, чтобы создавать автомобили, пользующиеся спросом, надежные и комфортные, а самое главное — современные.

Освоить производство современной техники с нуля, разумеется, невозможно. Вот и на «БЕЛДЖИ» параллельно со сборкой машин на бензине прорабатывают электротему. В частности, изучают спрос на электрокары.
Помните, как в прошлом году в нашу страну приехали 50 экземпляров «Джили» на батареях? Это были машины модели Geometry C с заявленной дальностью хода 550 километров. Все они быстро обрели владельцев. Нынешним летом — очередные пробные поставки, но уже от другого производителя.
— Мы провели переговоры с компанией JAC, получим первые два образца, — поделился информацией директор СЗАО ­«БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский. — Это ситикар. Дальность хода — 300 км, он поменьше, чем прошлогодний хетчбэк. Надеемся, что будет более демократичная цена. Мы поставили лимитную цену 15 — 16 тысяч долларов.

Если до конца лета удастся пройти сертификацию, то дилеры получат электрокары от JAC уже в четвертом квартале. Ожидается 50 единиц техники, со следующего года — по 100 машин в месяц. А там уже, возможно, и сборка электромобилей на белорусской земле не за горами…

Количество электромобилей в Беларуси

♦ Конец 2015 года — 27

♦ Сентябрь 2019‑го — 360

♦ Декабрь 2020‑го — 1600

♦ Июль 2021‑го — 4000

♦ Июль 2022‑го — 10 000

♦ Конец 2025‑го (прогноз) — 100 000

Количество зарядных станций для электромобилей в Беларуси

♦ Август 2018 года — 45

♦ Декабрь 2018‑го — 85

♦ Февраль 2019‑го — 90

♦ Март 2020‑го — 250

♦ Декабрь 2021‑го — 600

♦ Конец 2030‑го (план) — 1304

В ТЕМУ

В июле в ходе посещения Национальной академии наук Беларуси представителями российского ООО «РЭНЕРА» (входит в «ТВЭЛ», топливную компанию «Росатома») обсуждались перспективы реализации союзной программы по созданию совместного электромобиля. Одно из возможных направлений — создание совместных накопителей энергии для электротранспорта.

Интерес не угасает

Впрочем, не только в «БЕЛДЖИ» думают над расширением парка электротранспорта в нашей стране. О том, что тема суперактуальна, свидетельствует повышенный интерес к прошедшему в июне в Минске Дню электротранспорта, придуманному три года назад для популяризации экологичной техники и формирования комфортной городской среды.


В 2022‑м промышленные предприятия, научные организации и импортеры представили широкий спектр мировых новинок и собственных наработок. Один только перечень участников чего стоит: «БКМ Холдинг», МАЗ, «Амкодор», «Белоруснефть», Национальная академия наук Беларуси, ООО «МотоВелоЗавод», «БЕЛДЖИ», Green Cars, Tesla Cars, Electro Car, MultiMotors, Sidus Auto и другие — всего более 20 компаний. В экспозиции — широкий спектр техники: от электромотоциклов, электроскутеров и электровелосипедов до микроэлектромобиля, легковушек, электрогрузовика, электроминивэна, электроквадроцикла и, конечно же, уже ставших привычными на наших улицах электробусов.

За последний год в Беларуси много сделано для перехода транспортной сферы на электротягу, заявил тогда министр энергетики Виктор Каранкевич.
Число электромобилей в стране выросло более чем в два раза, а объемы потребления электроэнергии зарядными станциями для электротранспорта увеличились в 1,4 раза и достигли 10 млн кВт.ч. Количество самих ЭЗС уверенно приближается к 700. Расширяется и парк общественного электротранспорта: на городских маршрутах нынче курсирует более 100 электробусов.
В свою очередь первый заместитель председателя ­президиума НАН Беларуси Сергей Чижик заметил, что белорусские ученые стояли у истоков тренда, заключающегося в переходе на активное использование электричества в транспортной сфере:

— Сегодня у нас уже десятки опытных образцов. Не менее важна и локализация, выпуск отечественных компонентов. Та техника, которую мы сегодня представляем, близка к 100‑процентной локализации. В стране освоены производства электродвигателей разных параметров для всевозможных видов транспорта, производство управляющей электроники. Конечно, важнейший вопрос — накопитель энергии. Что касается сборки аккумуляторов, то это не проблема: сегодня предприятия страны могут ею заниматься, но в то же время мы ищем новые материалы.

Новый партнер СЗАО «БЕЛДЖИ» — компания JAC


JAC Motors (полное название — Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd) — основанная в 1999 году на базе автозавода «Цзянхуай» китайская государственная компания, выпускающая автомобили и автобусы. Производственные мощности JAC позволяют производить свыше 500 000 единиц техники в год. Компанией организованы сборочные предприятия с различной степенью локализации производства более чем в 15 странах. Выпуском электромобилей JAC занимается 12 лет в сотрудничестве с Volkswagen. Самые известные модели:

JAC iEVA50 — седан с электродвигателем 110 л.с., работающим от АКБ 60 кВт.ч. Запас хода без подзарядки — 410 км.


JAC iEVS4 — легкий кроссовер с электромотором мощностью 150 л.с. Максимальная скорость — 150 км/ч. Запас хода с батареей 55 кВт.ч — 355 км, 61 кВт.ч — 402 км.


JAC iEV7S — хетчбэк с электромотором мощностью 115 л.с. Разгоняется с 0 до 100 км/ч за 12 секунд, максимальная скорость ограничена 130 км/ч. Тяговая батарея емкостью 39 кВт.ч обеспечивает запас хода 280 км.

Своя полоса

Президентским Указом № 145 от 18 апреля 2022 года скорректированы правила дорожного движения. Основная часть изменений вступает в силу в октябре этого года. В ПДД введено понятие «электромобиль», под которым понимается транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии. 
Таким машинам можно будет проезжать по полосам для общественного транспорта. 
Кроме того, скорректировано понятие остановки и стоянки транспортного средства. Чтобы водители не занимали места, предназначенные для зарядки электромобилей, под остановкой будет пониматься в том числе остановка для зарядки электромобиля. Следовательно, если авто с внутренним сгоранием или незаряжающийся электрокар поставят на месте подзарядки, это будет нарушением. В этом случае предусмотрена эвакуация транспортного средства.

В условиях наибольшего благоприятствования

Параллельно с созданием новых разработок в сфере электротранспорта в нашей стране продолжается развитие соответствующей инфраструктуры, а также принимаются меры по стимулированию к приобретению экологически продвинутых транспортных средств.

Сеть электрозарядных станций Malanka сегодня — это более чем 600 объектов, рассчитанных на 25 тысяч электромобилей. Планами на 2022 год предусмотрено открытие 27 ЭЗС в областных и районных центрах страны. Места размещения зарядных устройств — людные транспортные площадки возле торговых центров и вокзалов, причем это будут «быстрые» станции, которые способны за час обеспечить пробег транспортного средства на 300 километров, а за 5 — 7 минут — на 35 километров.

К слову, в нынешнем году «Белоруснефть» планирует реализацию ряда пилотных проектов по установке супербыстрых зарядных комплексов мощностью 350 кВт. Предполагается обеспечить супербыструю зарядку как авто (340 километров за 10 минут), так и городских электробусов.
ОАО «Витязь» по запросу национального оператора сети ЭЗС Malanka разработало и освоило выпуск модели электрозарядной станции под китайский стандарт зарядки электромобилей GB/T. Новинка была представлена на международном форуме ­ТИБО-2022. Напомним, что порты китайского стандарта несовместимы с портами европейского стандарта и имеют отличия в конструктивной и электронной части.

Льготы и квоты

Что касается стимулирования использования электромобилей, то, как известно, Указом Главы государства № 447 от 22 ноября прошлого года в стране введены дополнительные льготы и преференции на все категории электромобилей для увеличения использования электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры. А в 2022‑м поддержка оказана и на международном уровне. Решением Совета Евразийской экономической комиссии Беларуси среди стран ЕАЭС выделена максимальная квота на беспошлинный ввоз электромобилей: на нынешний год — 10 тысяч единиц, на 2023‑й — 15 тысяч. Словом, страна уверенно движется к заветной сотне тысяч электрокаров к концу пятилетки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter