Анастасия Криницкая.
Первокурсница Анастасия Криницкая встречает нас у входа в музей. Она в белорусском народном платье, в соломенном кокошнике — красавица! Принимаем приглашение — и, словно на машине времени, переносимся в другое столетие. На столе кипит самовар, вокруг хлопочут девчата в расписных одеждах. Все они — участники объединения по интересам «Спадчына». Через пару минут начнутся съемки: вместе с руководителем музея Антониной Козловской решили создать видеотеку с народными белорусскими обрядами.
Антураж идеальный: интерьер крестьянского дома второй половины ХХ века. Не надо даже лекций читать, чтобы познакомить молодежь с национальными ремеслами белорусов. Экспонаты собирали дети и преподаватели. Из уникальных — лапти 1936 года и самовар 1938-го. Старый бубен и огромную ступу, совсем как из сказок про Бабу-ягу, привезла директор колледжа из деревни Завойть Наровлянского района. А десятки рушников, которые попадут на видео, как от сердца оторвала педагог Евгения Матвеенко. Ее бабушка Нина Сливнева была известной на весь Хотимск вышивальщицей. Всего в музее собрано около 200 раритетных вещей. Учащиеся уже успели отснять три обряда: новоселье, сваты и колядные вечёрки. К съемкам готовятся основательно: подбирают костюмы, выстраивают свет…
— Сценарии часто продумываю, когда еду в троллейбусе, — удивляет Антонина Козловская. — Каждый содержит не меньше полусотни пословиц, поговорок и примет — ребята должны знать богатый исторический опыт белорусов.
Музей, кстати, разделен на две части. Одна посвящена прошлому, вторая — настоящему. И в той и в другой есть предметы, сделанные руками ребят из колледжа, — печь, стол, широкие лавы соседствуют с современными комодами, полками, деревянными торшерами. Например, набор для камина изготовили будущие кузнецы.Илья Давидчик.
Мало кто знает, что в центре столицы расположена настоящая кузнечная мастерская. В ней даже горн, где разжигают огонь, имеется. Молот звонко стучит по наковальне. Бравые второкурсники из железа делают десятки роз. Мастер Вячеслав Апацкий говорит, что сегодня у старинной профессии открылось второе дыхание, — изделия из металла на волне популярности.
В колледже ребята, как правило, получают сразу несколько специальностей — чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Марусева. Например, кузнец ручной ковки и кузнец-штамповщик приобретают еще одну востребованную профессию — электрогазосварщик. Столяры и плотники параллельно обучаются на оператора компьютерной графики. В следующем году такая же интеграция планируется по специальности «изготовитель художественных изделий из керамики». Появится 3D-принтер, на котором будут печатать горшки и тарелки из глины. Ирина Марусева показывает на самовар — один из музейных экспонатов:
— Он сделан золотыми руками наших учащихся. Столяры вытачивали детали, художники-оформители расписывали. Мы снова видим живой интерес к культуре, народному творчеству. Профессии художника, гончара, бондаря, ткача трансформируются, но, что важно, не умирают. Берем лучшее из прошлого и адаптируем под современные технологии. Подобные музеи могли бы появиться в профильных колледжах или вузах, чтобы дети знали историю развития своей профессии.
Дарья Карвецкая.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александра Кравец, заведующая отделом краеведения и патриотического воспитания Республиканского центра экологии и краеведения:
— В учреждениях образования страны работают примерно 1,5 тысячи музеев. В основном в школах и гимназиях, в колледжах около 70 музеев, в вузах — примерно 30. Открытие музея — долгий процесс, необходимо собрать не менее ста предметов основного фонда. Школьную экспозицию обычно воспринимают как визитку учреждения и часть воспитательного процесса. В вузах чаще всего открываются музеи, посвященные истории создания альма-матер либо отражающие направление обучения. У нас есть и очень интересные примеры. Музей хлеба в СШ № 1 Гомеля, леса — в СШ № 8 Волковыска, электроники и вычислительной техники — в СШ № 51 Минска.
аzanovich@sb.by