Проблема занятости населения в XXI веке приобрела глобальный характер. С одной стороны, искусственный интеллект все активнее выдавливает человека из производственных процессов. С другой — на планете прочно обосновался феномен социального иждивенчества. Решение этой проблемы можно назвать новым социально-экономическим трендом, которому следуют практически все страны.
Желающим найти работу государство оказывает полное и всестороннее содействие. Однако первый шаг — все же за соискателем
Сразу оговорюсь. Само по себе понятие иждивенчества не несет в себе негативной смысловой нагрузки. Речь идет о помощи государства или общественных организаций и фондов нуждающимся — цивилизованной человеческой помощи тем, кто вольно или невольно попал в сложную ситуацию. Но эта гуманистическая практика, к сожалению, породила и печальный перегиб. Становится все больше индивидов, которые не прочь воспользоваться системой помощи нуждающимся в собственных целях.
Этот феномен, в принципе, не новый. Социальное иждивенчество появилось еще в конце XVIII века, став побочным эффектом так называемого закона Спинхемленда, которым британские власти пытались решить проблему бедноты. О том, что из этого вышло, спустя полвека написал канадский и американский экономист Карл Поланьи: “Налог в пользу бедных превратился в желанную добычу для многих. Чтобы урвать свою долю, наглецы и грубияны пытались застращать начальство. Развратники выставляли напоказ незаконнорожденных детей, которых нужно кормить. Бездельники, скрестив на груди руки, спокойно ожидали, пока им принесут деньги. Браконьеры, воры и проститутки вымогали их угрозами. Сельские мировые судьи щедро раздавали их ради популярности, а попечители — для того, чтобы освободить себя от лишних забот”.
Между тем психология людей довольно устойчива. И уже порядком изученная. Психологи говорят, что уже через три-четыре месяца после потери работы у человека наступают изменения в организации поведения, утрата личностных ориентиров. Длительно безработные порой даже не осознают, что их квалификация частично утеряна, хотя амбиции и притязания остались прежними. Понимая это, различные государства пытаются перекрыть порочный путь перетекания социальной помощи в рост иждивенчества. Король Нидерландов объявил о замене “государства всеобщего благосостояния” в Голландии “обществом активного участия”. В США отменен или сокращен целый ряд социальных программ. В нашей стране этот тренд нашел воплощение в Декрете Президента № 1 “О содействии занятости населения”. Его смысл разъяснил на этой неделе первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков:
— Главная философия Декрета № 1 — оказание местными органами власти широчайшей помощи в создании условий для трудоустройства — занятости и самозанятости — наших граждан. Местные власти должны оказывать юридическую, консультативную, ресурсную поддержку в создании новых производств, организовывать и проводить переподготовку граждан, их обучение новым специальностям, востребованным в соответствии с местной спецификой.
Своя роль, естественно, есть и у центральной власти:
— Правительство должно анализировать ситуацию, видеть узкие места конкретных регионов. И при планировании новых производств и открытии востребованных рабочих мест ориентироваться на региональные потребности. Это позволит улучшить демографическую ситуацию, избежать социально-экономической напряженности. Главная задача — обеспечить каждого человека, который может и хочет работать, трудовым местом.
Мир общественных отношений меняется, резюмирует современные глобальные пертурбации доктор экономических наук Эрнест Гайнутдинов:
— Наглядным примером таких изменений является целый ряд стран, в том числе Беларусь. Стоит остановиться на практике социализации отношений в нашей стране. Важнейший фактор — показатель степени расслоения общества, который у нас является лучшим, чем у 139 стран, включая наиболее развитые в экономическом плане. Уровень рыночных отношений повышается. Большое значение имеет формирование законодательной сферы управления государством, так как законы являются основой построения социального сектора общества.
Законодатели, в свою очередь, видят определяющим акцент Декрета № 1 именно на местных органах власти. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Алексей Сокол говорит:
— Декрет предусматривает разностороннюю помощь в трудоустройстве, то есть не просто подбор вакансий, а содействие в переквалификации, обучении, повышении профессиональных навыков. Это актуально во всем мире — многие профессии устаревают, меняются технологии и производственные процессы. И очень важно не оставить человека в такой ситуации, когда он оказывается невостребован как специалист, а оперативно помочь ему найти новую сферу на рынке труда.
Однако движение это должно быть двусторонним, навстречу друг другу. Но всегда ли так на самом деле? Предприниматель из города Барани Анжелика Зайцева обращает внимание на пагубность такого явления, как сознательная безработица:
— Не раз сталкивалась с тем, что людей по сути устраивает их иждивенчество. Для тех, кто хочет работать, открыты двери и моего предприятия, при наличии кадров можно расширить производство. Но, увы, многие из тех, кто приходит ко мне в поисках заработка, так же быстро пропадают. Даже неквалифицированных работников можно обучить, а ленивых, желающих деньги получать, а не зарабатывать — никогда. Они будут жаловаться, что им тяжело, бесконечно ходить на больничный, но не пересмотрят свой образ жизни. Если, конечно, их не подтолкнуть к этому.
Мнения
Петр Шутько, председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Гомельского облисполкома:
— Декрет № 1 консолидирует усилия всех ветвей органов власти в содействии занятости тем, кто нуждается в помощи, хочет работать. Документ учитывает широкий спектр вопросов, связанных с трудоустройством, а также стимулированием трудовой занятости населения. Специально созданные комиссии, в состав которых войдут депутаты различных уровней, представители служб, в том числе и службы занятости, ЖКХ, УВД, общественных формирований, всесторонне изучат каждую ситуацию. Причем решаться вопросы занятости каждого конкретного человека будут комплексно, с учетом индивидуального подхода, специфики того или иного района.
Александр Хвойницкий, председатель Третьяковского сельского Совета (Лидский район):
— Роль Декрета № 1 в преломлении антиобщественной и потребительской психологии. Взгляните на послевоенное поколение. Эти люди, пережив ужасы и тяготы страшной войны, сразу же после ее окончания старались как можно сильнее впрячься в работу. Чтобы поскорее отстроить разрушенное народное хозяйство, наладить нормальную мирную жизнь, выучить детей и воспитать их достойными людьми. Как это отличается от мышления некоторых представителей современных поколений, готовых сидеть на шее общества или на пенсиях пожилых родителей! Думаю, декрет сможет подстегнуть их к переосмыслению своей жизни, к появлению активности.
Сергей Грешилов, председатель Кличевского районного объединения профсоюзов:
— Реализация декрета, направленного в первую очередь на активизацию работы органов власти, потребует от них гибкости и умения учитывать специфику региона. Например, Кличевский район — преимущественно сельскохозяйственный, около 60 процентов территории у нас занято лесами, крупных промышленных производств нет. Для того чтобы трудоустроить безработных, людям предлагают переобучиться и получить востребованные в районе специальности, связанные с сельским хозяйством. В 2017-м 16 человек в районе прошли переобучение и получили специальность механизатора. Сегодня на одного безработного у нас около двух вакансий.
osipov@sb.by
Противодействие социальному иждивенчеству как мировой тренд современности
Занятие для пользы дела
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.